Что следует сделать тому, кто слышит гъиба

О положениях, связанных с аль-гъиба в Исламе - Часть 5

Скачать mp4 (791 MB) Скачать mp3 (4.5 MB) Скачать word (42 KB)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Всевышний Аллах сказал: «Услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (аль-Къасас 28: 55).

Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Абу Дауд 4860, ат-Тирмизи 3896. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса хорошим.

Слышащему гъиба, следует остановить того, кто это говорит, ибо так поступали пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их праведные последователи (таби‘ун).

Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что тому, кто услышал гъиба в адрес мусульманина, следует остановить говорящего и возразить ему, и если тот не прекратит, то остановить его следует руками, ну а если он не может этого сделать ни языком, ни руками, то он должен покинуть это место. Если же он слышал гъиба в адрес ученого или другого достойного мусульманина, то реакция на это должна быть еще серьезней”. См. “аль-Азкар” 294.

Примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха) и праведными саляфами нашей общины

Сообщается от ‘Итбана ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды, встав на молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А где же Малик ибн ад-Духшум?» Один человек сказал: “Это — лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, — стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет: “Нет божества, кроме Аллаха”, — стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 425, Муслим 33.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) применял внешнее положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении настоящего мусульманина, по причине какой-то предпосылке?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его гъиба, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. “Фатх аль-Бари” 3/188.

От Ка‘ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха), находившийся в окружении людей во время похода на Табук, спросил: «А что делает Ка‘б бин Малик?», один человек из племени “Бану салима” сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его дорогие одежды и его высокомерие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нем только хорошее”. аль-Бухари 2757, Муслим 2769.

Сообщается, что как-то раз, один человек в разговоре с ‘Умаром ибн Абдуль-Азизом (да будет доволен им Аллах), который в это время был халифом, упомянул плохо о каком-то человеке, и ‘Умар сказал: “Если хочешь, мы рассмотрим твое дело, и если ты лжешь, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «Если нечестивец принесет вам весть, то выясните (правду ли он говорит)…» (аль-Худжурат 49: 6), а если ты сказал правду, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «И не повинуйся всякому клянущемуся часто, презренному, злословящему и разносящему сплетни…» (аль-Къалям 68: 10-11), а если пожелаешь, мы простим тебе это”. И тот сказал: “Я прошу о прощении, о повелитель правоверных! Я никогда больше этого не повторю”. См. “аль-Азкар” 423.

Суфьян ибн Хусайн рассказывал: “Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Му’ауией, тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: “Нет”. Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»” И Суфьян сказал: “После этого я так больше не поступал”. Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 13/121.

Сообщается, что Маймун ибн Сиях никогда не делал гъиба, и не оставлял без порицания того, кто при нем совершал гъиба, а если тот не прекращал, то он уходил сам. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/107.

Таковы примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижниками и их праведными последователями. Да сделает нас Аллах подобными им!

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Вернуться к содержанию

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

НАШ TELEGRAM-КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Наш канал YouTube

Воспитание детей