О важности проявления справедливости между детьми

О воспитании детей в свете Корана и Сунны - Часть 22

Скачать mp4 (1.3 GB) Скачать mp3 (7.5 MB) Скачать word (45 KB)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Шариат Всевышнего Аллаха в строгой форме предписывает родителям проявлять справедливость между детьми, не выделяя одного из детей перед другими большим вниманием, отдельным подарком и т.п.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, один человек сидел рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришёл его сын, которого он взял, поцеловал и усадил на своё место. А когда пришла его дочка, то он взял её и усадил рядом (не поцеловав). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты не проявил справедливости между ними!» аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 12/526. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2994.

Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Они (сподвижники) любили проявлять равенство между детьми даже в количестве поцелуев”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” 154, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 37.

Более того, наши праведные предшественники настолько строго подходили к данному вопросу, что несправедливость между детьми относили к вопросу суда не на основании закона Аллаха. Сообщается, что когда Таууса спросили о предпочтении одного ребенка перед другим, он прочитал аят: «Разве вы желаете суда времен невежества?!» (аль-Маида 5: 50). Са’ид ибн Мансур 505, Ибн Аби Шейба 11/220.

Основным доказательством в данном вопросе является известный хадис, переданный от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Он рассказывал, что когда его отец решил подарить ему раба, его мать, ‘Амра бинт Рауаха возразила и сказала, что не согласится с этим, пока её муж не попросит Пророка (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовать это дарение. Тогда его отец привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?» Он ответил: “Да”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В таком случае не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости! Порадует ли тебя то, что твои дети станут одинаково почтительно относиться к тебе?» Он ответил: “Конечно!” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям! Забери этот подарок и больше так не поступай». И ан-Ну’ман сказал: “После чего мой отец вернулся домой и забрал этот подарок назад”. аль-Бухари 2586, 2687, Муслим 1623, ан-Насаи 3681.

В этом хадисе содержится указание на то, что родитель имеет право забирать подарок, который даровал своему ребёнку, в отличие от других людей, у которых нельзя забирать подарки, что является исключением, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине и поедает её». аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал подобное выражение для того, чтобы подчеркнуть отвратительность поступков такого рода.

Также в качестве довода на запретность предпочтения одного из детей перед другими учёные использовали то, что предпочтение становится причиной вражды и ненависти между детьми, а также между ними и родителями, а поэтому подобное становится запретным. В качестве примера можно привести то, как братья пророка Юсуфа (мир ему) строили козни, несмотря на то, что их отец был пророком! Всевышний Аллах поведал их историю, сказав: «Вот они (братья Юсуфа) сказали: “Отец любит Юсуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении. Убейте Юсуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми”» (Юсуф 12: 8-9).

И сколько же было плачевных случаев в семьях по причине ревности одного ребёнка в отношении другого, который видел, как родители проявляют к нему большую любовь и заботу. Да упасёт нас от такого Всевышний Аллах и сделает нас праведными родителями!

Ибн аль-Къайим сказал: “Даже если бы не пришёл прямой и ясный хадис, которому нет другого противоречащего текста, то аналогия, основы Шариата и правило касательно «достижения пользы и устранения вреда» всё равно указывали бы на запрет этого (предпочтения одного ребёнка перед другим)”. См. “Игъаса аль-ляхфан” 1/540.

Таким образом, нельзя отдавать предпочтение одним детям перед другими, сыну перед дочерью или наоборот, будь это в открытом проявлении любви, внимания к ребенку, подарке и т.п.

Однако следует учитывать некоторые положения, связанные с этим вопросом. Во-первых, есть разница между подарком и обязательным расходованием и содержанием детей, где на каждого расходуется по мере его нужды. Во-вторых, дочери касательно дара получают половину того, что даруется сыновьям. Всевышний Аллах сказал: «А мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин» (ан-Ниса 4: 176).

Спросили шейха Ибн База: «Среди детей есть такие, которые превосходят в почтительном отношении к родителям других детей, и по причине чего родители выделяют такого ребенка каким-то подарком. Является ли справедливостью, если родители выделяют подарком ребенка именно за его превосходства в благочестии к родителям?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Нет сомнения, что некоторые дети лучше других, и это положение известно. Однако родитель не должен выделять такого по причине его благочестия к ним. Напротив, является обязательным для него проявлять справедливость между детьми, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям!» Поэтому нельзя по причине этого предпочитать одних детей перед другими. Является обязательным проявлять справедливость между детьми, делать наставления всем, чтобы они были стойкими в почитании родителей, в покорности Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Но при этом не выделять кого-то подарком и не делать завещания кому-то больше, чем другому. Все дети равноправны в подарках и наследстве, в соответствии с тем, как разделил Шариат наследство, что женщине половина того, что причитается мужчине. И если отец дает тысячу сыновьям, то дает пятьсот дочери. Если же дети являются понимающими, если сами говорят: «Дай нашему брату столько-то», и не возражают этому вообще, и их довольство этим является явным, а не притворным, тогда нет в таком случае проблем”. См. “Фатауа Ибн Баз” 9/235.

Говорит шейх Ибн ‘Усаймин: “Человеку не разрешается предпочитать одних детей перед другими, кроме мальчика, имеющего преимущество над девочкой в том, что ему положено вдвое больше, чем девочке. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям!» Если человек дал одному из сыновей сто дирхамов, то ему следует оставшимся сыновьям также дать по сто дирхамов, не считая дочерей, которым он должен дать по пятьдесят, в противном случае, он должен забрать то, что дал первому сыну. Это что касается необязательного содержания. Что касается обязательного содержания, то ему следует дать каждому столько, сколько ему необходимо. Если представить, что один из сыновей нуждается в женитьбе и отец женил его и заплатил приданное, поскольку сын не в состоянии заплатить, то в этом случае отец не обязан остальным сыновьям давать столько же, сколько дал тому, кто нуждался в женитьбе, за которого он заплатил брачный дар. А женить сына – относится к содержанию”. См. “Фатауа Ислямия” 3/30.

Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если кто-то из сыновей нуждается в женитьбе, то отец женит его, и при этом он не дает другим сыновьям столько же, сколько потратил на женитьбу первого. Или если одна из дочерей заболела, и он потратился на её лечение и лекарства, то он не обязан тратить столько же и на других детей. Если же речь идёт о подарках, а не о содержании детей, тогда он дарит женскому полу половину того, что даровал мужскому, потому что нет справедливее деления, чем деление, которое установил Всевышний Аллах!” См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” 13/17.

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Вернуться к содержанию

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

НАШ TELEGRAM-КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Наш канал YouTube

Воспитание детей