С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Позиция наших праведных предшественников в отношении подобных хадисов
Находясь в одном из собраний, Язид ибн Харун передавал хадис от Джарира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) о лицезрении Аллаха, и когда он дошел до слов: «Поистине, вы будете видеть вашего Господа, так же, как вы видите луну в ночь полнолуния».[1] Один из присутствовавших спросил: «О Абу Халид! Как понимать этот хадис?» Из-за чего он сильно рассердился и сказал, в гневе: «О, как же ты похож на Сабигъа! И как же ты нуждаешься в том, чтобы с тобой поступили так же, как и с ним! Горе тебе, разве кто-либо может знать, как это (лицезрение Аллаха) произойдет?! Лишь глупец, легкомысленно относящийся к своей религии, позволяет себе выходить за границы того, что упоминается в хадисе или говорить о нем отсебятину! Если вы услышали хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – следуйте ему и не вносите в него никаких новшеств. Поступая так и не вдаваясь в споры о нем, вы спасетесь, иначе – погибнете!»
История Сабигъа, о которой упомянул Язид ибн Харун в своих словах: «О, как же ты похож на Сабигъа! И как же ты нуждаешься в том, чтобы с тобой поступили так же, как и с ним!» передается со слов Са’ида ибн аль-Мусайяба: «Однажды Сабигъ ат-Тамими пришел к повелителю правоверных ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О повелитель правоверных! Поведай мне о словах: «Клянусь рассеивающими прах!» Он сказал: «Это ветры! И я не стал бы говорить этого, если бы не слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Сабигъ сказал: «Поведай мне о словах: «Клянусь несущими бремя!» Он сказал: «Это облака! И я не стал бы говорить этого, если бы не слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Сабигъ сказал: «Поведай мне о словах: «Клянусь распределяющими дела!» Он сказал: «Это ангелы! И я не стал бы говорить этого, если бы не слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Сабигъ сказал: «Поведай мне о словах «Клянусь плывущими легко!» (аз-Зарият, 1-4) Он сказал: «Это корабли! И я не стал бы говорить этого, если бы не слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Затем ‘Умар распорядился наказать его ста ударами плетью. После чего его заперли в доме, а спустя время, когда раны зажили, повторили наказание. Затем его погрузили на верблюда и повезли на всеобщее обозрение. Вместе с этим ‘Умар отправил Абу Мусе аль-Аш’ари являвшемуся наместником местности, где проживал Сабигъ, письмо с требованием запретить ему принимать участие в собраниях людей. И веление ‘Умара исполнялось до тех пор, пока Сабигъ сам не явился к Абу Мусе и не стал клятвенно заверять его в том, что полностью избавился от прежних взглядов. Тогда Абу Муса отправил ‘Умару письмо с этим известием, в ответ на которое тот написал: «Я думаю, что он говорит правду, разреши ему участвовать в собраниях людей».[2]
Халид ибн аз-Зур’а передал со слов своего отца, сказавшего: «Я видел Сабигъа ибн ‘Асаля в Басре, и он был похож на запаршивевшего верблюда, слонявшегося от одного собрания людей к другому. И как только он присаживался к людям, которые не знали его, люди из другого собрания кричали им: «Повелитель правоверных приказал не сидеть вместе с ним!»[3]
Со слов Сулеймана ибн Ясара сообщается: «Один человек из племени ат-Тамим, которого называли Сабигъ, прибыл со своими книгами в Медину и принялся расспрашивать людей об иносказательных аятах Корана (муташабих).[4] Когда известие об этом дошло до ‘Умара, он распорядился привести его и приготовить для него прутья из пальмовых веток. Когда Сабигъ вошел к нему, он сел и сказал: «Кто ты?» Сабигъ ответил: «Раб Аллаха Сабигъ». ‘Умар сказал: «А я раб Аллаха ‘Умар», затем бросился на него и стал избивать его этими прутьями. Он бил его до тех пор, пока не рассек голову, и кровь не стала течь по его лицу». И тогда Сабигъ закричал: «Хватит, о повелитель правоверных! Клянусь Аллахом, в моей голове больше не осталось прежних убеждений!»
Ашхаб ибн ‘Абдуль-‘Азиз рассказывал: «Я слышал, как Малик ибн Анас сказал: «Остерегайтесь нововведений!» тогда кто-то спросил его: «О Абу ‘Абдуллах, что еще за нововведения? » Он ответил: «Те, приверженцы которых, пускаясь в разговоры об именах Аллаха и Его качествах, Его речи, знании и мощи, не замолкают там, где это делали сподвижники и их последователи (таби’ун)».
Сообщается, что ар-Раби’а ибн Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, говорил: «Милее для меня, если кто-либо умрет и встретится с Аллахом, имея при себе всевозможные грехи, кроме многобожия, нежели если он умрет и встретит Его, с чем-либо из этих страстей (т.е. нововведений)».
Джа’фар ибн Буркан рассказывал: «Однажды кто-то стал спрашивать ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза о темах, рассматриваемых приверженцами своих страстей. Тогда он сказал: «Ты должен верить так, как верят бедуины и дети, посещающие начальную школу[5], а на все остальное не обращай внимание».[6]
Ахмад ибн Аби аль-Хиуари сказал: «Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: «Толкование всего, чем Аллах описал Себя в Своем Писании, заключается лишь в чтении этого и молчании[7]».[8]
Аль-Уалид ибн Муслим рассказывал: «Я спрашивал аль-Ауза’и, Суфьяна и Малика ибн Анаса об этих хадисах, касающихся качеств Аллаха и Его лицезрения верующими. И все они сказали: «Оставляйте их, как есть, без вопросов «как?».
Имам аз-Зухри, имам имамов этой общины и истинный ученый своего времени, сказал: “На Аллахе – разъяснение, на посланнике – доведение, а на нас – признание и покорность”.
От некоторых из первых поколений передается: «Стопа Ислама будет стоять неподвижно лишь благодаря мосту полной покорности, на которой он зиждется».[9]
Передал Касир ибн ‘Абдуллах аль-Музани, а ему его отец от своего деда, сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Эта религия пришла чуждой и вернется чуждой, как и в начале. Блаженство же чуждым!» Его спросили: «О посланник Аллаха, а кто такие чуждые?» Он ответил: «Это те, кто после меня станут оживлять Сунну и обучать ей рабов Аллаха».[10]
Сообщил ‘Али ибн ‘Абдуль-‘Азиз, сказавший: «Я слышал, как Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям сказал: «Следующий Сунне подобен человеку, держащему в своих руках горящий уголь. И такой, сегодня, для меня лучше, чем тот, кто машет мечом на пути Аллаха».
Масрукъ рассказывал: «Однажды мы вошли к ‘Абдуллаху ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) и он сказал: «О люди, если вы знаете что-либо, то говорите это, если же не знаете, то скажите: «Аллах знает лучше!», ибо поистине сказать: «Аллах знает лучше», тогда когда сам не знаешь, тоже является проявлением знания. Великий и Всемогущий Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я не из тех, кто берет на себя непосильное”» (Сад 38: 86). аль-Бухари» 4774, 4809, 4822, Муслим 2798.
Вера в воскрешение после смерти и события, которые ожидают людей в Судный день
Приверженцы религии и Сунны верят в воскрешение людей после смерти, а также во все ужасы этого дня, о которых сообщили Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Они верят в то, что положение людей в день страшного Суда, будет отличаться друг от друга, с точки зрения того, каким они его увидят, и с чем им придется столкнуться в этот день. К этому можно отнести и предоставление людям книг их деяний, одни из которых получат их в правую руку, а другие в левую. И суд над людьми, в котором им предстоит отвечать на вопросы относительно дел, совершенных ими при жизни. И тяготы страшного ожидания; и мост (Сырат) над огненной пропастью; и весы деяний (Мизан); и развернутые свитки (Сухуф), с записью даже самых мельчайших проявлений добра и зла; и все остальные потрясения и тревоги, которые Аллах обещал Своим рабам в этот великий День.
Вера в заступничество посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха),
за грешников из числа его общины
Приверженцы религии и Сунны верят в заступничество посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за грешников из числа единобожников, совершавших большие грехи, как об этом повествуется в достоверном хадисе от него.
Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мое заступничество предназначено для тех из моей общины, кто совершал тяжкие грехи».[11]
Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне предоставили на выбор две вещи, либо право на заступничество, либо гарантированный вход в Рай половины из числа моей общины. И я выбрал заступничество, ибо оно охватывает большее количество людей и его хватит на всех. Вы, наверное, полагаете, что оно предназначено для избранных верующих? Но нет, оно – для ослушников, запятнавших себя своими грехами».[12]
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «О посланник Аллаха, кто те, самые счастливые люди, которые удостоятся твоего заступничества в Судный День?» На что он ответил: «Я так и думал, что никто не спросит об этих словах раньше тебя, ибо я вижу твое усердие в хадисах. Поистине, самые счастливые люди, удостоившиеся моего заступничества в Судный День – это, те, кто говорил: “Нет истинного божества, кроме Аллаха” искренне, от души». аль-Бухари 99, 6570.
Вера в водоем пророка (мир ему и благословение Аллаха),
и Райскую реку «аль-Каусар»
Последователи хадиса верят в водоем (аль-хауд) и Райскую реку аль-Каусар.[13]
Также они верят в то, что некоторые из числа единобожников войдут в Рай без расчета, некоторые – пройдя легкий расчет, и их не постигнет никакое наказание или зло, а некоторые, являвшиеся грешниками, войдут в Ад, но впоследствии будут освобождены и выведены оттуда, и присоединятся к остальным своим братьям в Раю.
Последователи хадиса точно знают и убеждены в том, что ни один грешник из числа единобожников не останется в Аду навечно. Что же касается неверных, то они попадут в Ад навечно и не выйдут оттуда никогда. Они вечно будут пребывать под гневом, наказание их не ослабнет, и они будут находиться там, в абсолютном отчаянии.
Признание истиной факт лицезрения верующими своего Господа в будущей жизни
Приверженцы Сунны (ахлю-с-Сунна) свидетельствуют, что верующие воочию увидят своего Благого и Великого Господа в День Воскрешения, и будут взирать на него, как об этом повествуется в достоверном хадисе от пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине вы будете видеть вашего Господа, так же, как вы видите луну в ночь полнолуния». аль-Бухари 554, 4851, Муслим 633.
Сходство, упоминаемое в данном сообщении, указывает лишь на ясность, с которой верующие будут видеть Аллаха, и, ни в коем случае, это не указывает на сходство Аллаха с луной.
Сообщения о лицезрении Аллаха, во всех их версиях и множестве путей передач, приводятся в нашей книге «аль-Интисар».
Вера в Рай и Ад, в то, что они уже созданы и никогда не прекратят свое существование
Приверженцы Сунны свидетельствуют, что Рай и Ад уже созданы, существуют уже сейчас и никогда не исчезнут в будущем.
Они верят, что обитатели Рая никогда не покинут его, а также в то, что те обитатели Ада, которые по праву являются таковыми и созданы для него, останутся в Аду навечно.[14]
Они верят, что в тот День будет отдан приказ умертвить саму смерть, и она будет зарезана на ограде отделяющей Рай и Ад, после чего глашатай провозгласит: «О обитатели Рая, это вечность – смерти больше нет! О обитатели Ада, это вечность – смерти больше нет!»[15]
[1] Этот хадис является достоверным (сахих), который приводят Ибн Хузайма в «ат-Таухид» 238 и аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 545. Этот хадис также приводится в «Сахих аль-Бухари» 554, 4851 и «Сахих Муслим» 633, в следующем виде: Сообщается, что Джарир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), он посмотрел на луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего так же ясно, как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте их». А после этого он прочитал аят, в котором сказано: «и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом» (Та Ха 20: 130).
[2] Это сообщение приводят аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 73, ад-Дарими в «ас-Сунан» 146, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 1138, и иснад его слабый. Хафиз Ибн Касир, приведя это сообщение в своем «Тафсире», сказал: “Как хадис, возводимый к пророку (мир ему и благословение Аллаха), это сообщение является слабым. Наиболее правильным будет сказать, что его следует возводить к самому ‘Умару, так как история об инциденте между Сабигъом и ‘Умаром широко известна”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/232. Упомянув о слабости данного хадиса, хафиз Ибн Хаджар сказал: “Однако эту историю от ‘Умара с другим иснадом привел аль-Анбари, и этот иснад достоверный. И в его версии помимо прочего также говорится: «И после этого случая Сабигъ не переставал быть униженным в своем народе, несмотря на то, что до этого был среди них господином»”. См. “аль-Исаба” 3/459.
[3] Эта история учит нас важности бойкота и вражды с приверженцами нововведений, чтобы это послужило уроком для них самих, а также стало назиданием и для других людей. Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не совершайте над ними погребальную молитву!» Ахмад 2/125, Абу Дауд 4691, аль-Хаким 286, аль-Байхакъи 10/202. Хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ас-Саффарини, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Баян аль-уахм” 5/446, “Ляуами’ аль-ануар” 1/306, “Тахридж аль-Муснад” 6077, «Сахих аль-джами’» 4442.
Сообщается, что когда Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) сообщили о людях, которые отрицают предопределение, он сказал: “Когда вы встретите этих людей, то передайте им, что я непричастен к ним, а они ко мне!” Муслим 8.
Однако следует сделать оговорку и отметить, что бойкот приверженцев нововведений или совершающих тяжкие грехи, является положением, которое необходимо осуществлять с учетом вероятной пользы или вреда. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Порывание отношений (хаджр) бывают различными, и зависят от положения порывающих отношения, учитывая их силу или слабость, многочисленность или малочисленность. Ведь смысл бойкота состоит в том, чтобы удержать от порицаемого того, с кем порывают отношения, чтобы это послужило для него назиданием, а также, чтобы простой народ отказался от того, чего он придерживается. Если польза прекращения отношений будет преобладающей, так, чтобы это привело к уменьшению или полному устранению вреда, то такой бойкот будет законным. Если же разрыв отношений не сдерживает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а сам порывающий отношения слаб, и это приводит лишь к большему вреду, в результате чего его влияние преобладает над пользой, то в этом случае бойкот не будет законным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/206.
[4] Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в него (Коран). Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али ‘Имран 3: 7).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых упомянул Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.
Шейх Салих Али Шейх сказал: “Общеизвестно, что в Коране и Сунне есть то, что является ясным (мухкам) и то, что является неясным (муташабих). Также это присутствует в словах и действиях сподвижников и ученых. Обладающие основательными знаниями отличились тем, что постигли знание различением мухкама от муташабиха и тем, что для понимания муташабиха они обращаются к мухкаму. Если бы не эта отличительная черта обладающих знанием, то каждый мог бы охватить знание. Но Аллах испытывает людей тем, что существует мухкам и муташабих, чтобы тем самым высокое положение ученых и обладающих истинными знаниями стало явным”. Сл. “аль-Мар’а ад-да’ия”.
Использование иносказательных и неясных доводов (муташабих) является признаком приверженцев нововведений, которые толкуют Коран на основании своих прихотей. Именно поэтому, когда ‘Али ибн Аби Талиб посылал Ибн ‘Аббаса на разговор с хариджитами, сказал ему: “Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: “Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/42.
[5] Речь идет о «фитре» врожденной вере, с которой рождается каждый человек. Имеется в виду, что необходимо просто верить, без философствований, не углубляясь в темы, которые не дано понять нашему разуму.
[6] Это сообщение приводят ад-Дарими 314 и аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 250 с хорошим иснадом.
[7] Имеется в виду, что для понимания достаточно самих аятов о качествах Аллаха, в них нужно просто верить и не пускаться в какие-либо разглагольствования об этом.
[8] Это сообщение с достоверным иснадом также приводит аль-Байхакъи в «аль-И’тикад» 736. Оно также приводится и в другом виде: «Толкование всего, чем Аллах описал Себя в Своем Писании, заключается лишь в чтение этого, без вопросов «как?» и без уподобления». См. аль-Ляликаи в «Шарх аль-И’тикад» 736; ад-Даракутни в «ас-Сыфат» 61; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна» 1/171.
[9] Вероятно, автор имел в виду имама ат-Тахауи, который сказал эти слова в своем известном послании «‘Акыда ат-Тахауия».
[10] Этот хадис также приводят аль-Байхакъи в «аз-Зухд» 205; аль-Хатыб аль-Багъдади в «аль-Джами’» 89 и др., и иснад его является слабым, о чем сказал шейх аль-Альбани.
Однако есть другие достоверные хадисы про чуждых (гъураба):
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам появился, будучи чуждым и затем вновь станет чуждым, как появился. И Туба (дерево в Раю) для отчужденных». Муслим 145.
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, началась эта религия, будучи чуждой и закончится чуждой». Его спросили: “О кто это такие, о посланник Аллаха?” На что он ответил: «Это те, которые будут праведны, когда испортятся люди». Абу ‘Амр ад-Дани в “ас-Сунан уарида филь-фитан” 1/25, аль-Аджурри в “аль-Гъураба” 17. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1273.
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: «Туба для чуждых (гъураба)». Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: «Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться»”. Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность данного хадиса. См. «Тахридж аль-Муснад» 6650, «Сахих аль-джами’» 3921. Имам аль-Аджурри сказал: “Когда увеличится число заблудших течений, они введут в заблуждение множество людей, и станут тогда приверженцы истины, следующие Исламу, чуждыми среди людей (гъураба)”. См. “Сыфатуль-гъураба” 27.
[11] Этот хадис – достоверный (сахих). Его приводят Ахмад 3/213, Абу Дауд 4739, ат-Тирмизи 2435, Ибн Хиббан 6468. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, аль-Байхакъи, Ибн Таймия, Ибн Касир, аз-Захаби, аль-‘Аджлюни, аз-Зуркъани, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади подтвердили его достоверность. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/500, “Тафсир Ибн Касир” 1/487, “Кашф аль-хафа” 2/10, “Мухтасар аль-Макъасыд” 558, “Тахридж аз-Зыляль” 830, “аш-Шафа’а” 98-107.
[12] Версия этого хадиса, которую привел автор ас-Сабуни, является слабой. Ее также приводят Ахмад 2/75, Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 791 и др. Иснад этого сообщения является слабым из-за передатчика, имя которого не упомянуто в нем, а также из-за передатчика по имени ‘Али ибн ан-Ну’ман аль-Кырада, положение которого было неизвестно.
Однако данный хадис достоверными путями также передается от трех других сподвижников:
‘Ауфа ибн Малика аль-Ашджа’и, что приводят Ахмад 6/23-24, 6/28-29, ат-Тирмизи 2441, Ибн Маджах 4317.
Абу Мусы аль-Аш’ари, что приводят Ахмад 4/404, Ибн Маджах 4311, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 784.
Му’аза ибн Джабаля, что приводят Ахмад 5/232, ат-Табарани в «аль-Кабир» 18/74 и 75/136.
[13] Всевышний Аллах: «Мы даровали тебе (о Мухаммад) аль-Каусар» (аль-Каусар 108: 1). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Длина моего водоема – месяц пути, углы его одинаковы, вода его белее молока, запах – приятнее миска, а количество сосудов для питья больше количества звезд. Кто попьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду» аль-Бухари, 6579.
[14] Автор делает эту оговорку, имея в виду неверных и многобожников, допуская при этом, что грешные мусульмане войдут в Ад, однако спустя время будут выведены оттуда.
[15] Этот хадис – достоверный (сахих).
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения приведут смерть, которая будет подобна черно-белому барану, и будет сказано: “О обитатели Рая, знаете ли вы, что это?” Они станут поднимать головы, смотреть на глашатая, который задаст этот вопрос, и говорить: “Да, это смерть”. Потом будет сказано: “О обитатели Огня, знаете ли вы, что это?” И они станут поднимать головы, смотреть на глашатая и говорить: “Да, это смерть”. А потом относительно этого барана придет веление, и его зарежут, после чего будет сказано: “О обитатели Рая, вы пребудете в Раю вечно и не вкусите смерти. О обитатели Огня, вы пребудете в Огне вечно и не вкусите смерти”». аль-Бухари 4730, Муслим 40, 2849.
А со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) этот хадис приводится в следующем виде: «Когда Аллах введет в Рай и Ад их обитателей, между ними встанет глашатай и объявит: “О обитатели Рая, смерти больше нет! О обитатели Ада, смерти больше нет! Отныне каждый из вас будет вечно пребывать там, где находится!”» аль-Бухари 6548, Муслим 42, 2850.
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com