С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Несмотря на то, что на несовершеннолетних нет греха за совершённые ими поступки, о чём уже было сказано, необходимо удерживать их от совершения греховных вещей, как например, от употребления одурманивающего, сквернословия, лжи и т.п. Ибн аль-Къайим сказал: “Несмотря на то, что на ребёнка не возлагаются обязанности, они возлагаются на его опекуна, которому не позволено дозволять совершать запретное ребёнку! Ведь он может привыкнуть к греху и ему станет трудно оставить его, что обернется бедой”. См. “Тухфатуль-маудуд” 162.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Финики Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда приносили во время сбора урожая. Их приносил то один, то другой человек, пока рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) не набиралась целая куча плодов. Однажды (его внуки) аль-Хасан и аль-Хусайн (да будет доволен Аллах ими обоими), принялись играть этими финиками и кто-то из них взял один финик, положив его себе в рот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на него, достал этот финик у него изо рта и сказал: «Разве ты не знаешь, что члены семьи Мухаммада не должны есть милостыню?»” аль-Бухари 1485, 1491, 3072.
Ибн Хаджар перечисляя пользы данного хадиса, сказал: “Воспитание детей и обучение их тому, что приносит им пользу и запрещение им того, что вредит им из числа употребления недозволенного, даже если они и не достигли совершеннолетия, чтобы они приучались к этому. Также некоторые извлекли из этого хадиса то, чтобы опекун девочки запрещал ей из числа украшения то, что является излишеством. Также в хадисе указание на то, что следует упоминать причину запрета, даже если обращение будет к тому, кто не понимает, чтобы услышал тот, кто понимает. Ведь аль-Хасан на тот момент был ребёнком”. См. “Фатхуль-Бари” 4/345.
Так же поступали и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), удерживая своих детей от всего запретного. Джабир (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы снимали с мальчиков шелковые одежды и отдавали их девочкам”. Абу Дауд 3/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
‘Абду-р-Рахман ибн Зайд рассказывал: “Однажды мы находились с Ибн Мас’удом и пришел его маленький сын, на котором была шелковая одежда, и Ибн Мас’уд снял её с него”. Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 4/40. Иснад достоверный.
Бывает, что иногда дети бегают по дому, надев один ботинок или носок. Родителям следует это им запрещать, так как Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто из вас не ходит в одной сандалии. Либо одевайте обе, либо ходите босиком». аль-Бухари 5855, Муслим 2097.
Этот поступок касается как взрослых, так и детей.
Ибн Хаджар сказал: “Это правило распространяется на любую парную часть одежды, как, например, кожаные носки. Сюда же относится вытаскивание из рукава только одной руки и накидывание одежды только на одно плечо”. См. “Фатхуль-Бари” 10/324.
Нежелательность такого поступка поясняется другим хадисом, который передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, шайтан ходит в одной обуви». ат-Тахауи в “Мушкиль аль-асар” 2/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 348.
Также следует отметить, что если родители заметили за ребёнком способность и желание к рисованию, то следует направить это в дозволенное русло, а не позволять ему рисовать живых существ, говоря: «Он всё равно ещё ребёнок и нет на нём греха». Следует мудро пояснить ребёнку, что в Исламе строго запрещено рисовать живых существ, и направить его увлечение рисованием дозволенных вещей, будь то моря, горы, природа и т.п. И вообще, ребёнка следует направить в то русло, которое ему даётся, если избранное им не является в основе запретным и порицаемым делом.
Говоря о том, что ребёнка следует приучать и устремлять к тому, что является для него подходящим, Ибн аль-Къайим сказал: “Из числа того, на что необходимо обращать внимание – это состояние ребёнка и то, к чему он готов из числа деяний, что является облегченным для него, чтобы понять, что он создан для этого. Но, не устремляют его к тому, что не является дозволенным по Шариату.
Если направить ребёнка к тому, к чему он не готов, то он не преуспеет в этом, но зато упустит то, к чему был готов. Если родитель видит, что у ребёнка есть хорошее понимание, правильное постижение и хорошая память, то это является признаками того, что он готов и способен к знаниям. Так пусть же это будет запечатлено в скрижали его сердца, пока оно ещё пустое, ибо он укрепится в этом деле и останется на нём.
Если же родитель увидит, что ребёнок не подходит этому ни с какой стороны, однако проявляет способности в верховой езде и в том, что связано с этим, в стрельбе из лука, в играх с копьём, значит, нет у него удела в знании и не для этого он сотворён. В таком случае его следует обучать и упражнять в наездничестве и силе, ибо в этом будет польза для него и мусульман.
Если же родитель видит, что ребёнок не таков и что он не создан для этого, но видит, что его взор устремлён к какому-то ремесленничеству (профессии), что он желает этого, и это из числа позволенных и полезных для людей вещей, тогда пусть устремляет его к этому.
Однако, всё это, конечно же, после обучения ребёнка тому, в чём он нуждается касательно религии”. См. “Тухфатуль-маудуд” 353.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com