С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Возвышение Аллаха над Своим Троном, находящегося выше семи небес
Последователи хадиса убеждены в том, что Аллах, пречист Он и возвышен, поверх семи небес, над Своим Троном, как об этом повествуется в Его Писании:
«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения» (Юнус 10: 3).
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон» (ар-Ра’д 13: 2).
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» (аль-Фуркъан 25: 58).
«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (ас-Саджда 32: 4).
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (Фатыр 35: 10).
«Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете» (ас-Саджда 32: 5).
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» (аль-Мульк 67: 16).
Аллах сообщает о проклятом фараоне, сказавшем Хаману: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» (Гъафир 40: 36-37).
Фараон мог сказать это лишь потому, что слышал, как Муса, мир ему, говорил о том, что Господь его над небесами. Разве не на это указывают его слова: «Воистину, я считаю его лжецом»? – т.е. «я не верю в слова Мусы о том, что над небесами есть какой-либо Бог».
Ученые этой общины и выдающиеся имамы первых поколений, да помилует их Аллах, едины в своей вере в то, что Аллах – над Своим Троном, а Трон Его – поверх семи небес. Таким образом они утверждают то, что Аллах Сам утвердил в отношении Себя, веря в это и считая Его слова истиной. Говоря о Возвышении Аллаха над Троном, они не ограничивают этот атрибут каким-либо условиями и правилами, поскольку именно так Аллах говорит об этом Сам. Они оставляют этот атрибут так, как написано, в своем явном и очевидном смысле, а полное знание об этом поручают Аллаху, говоря: «“Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али ‘Имран 3: 7).
Т.е. они поступают именно так, как и положено обладателям твердых знаний, которых Аллах похвалил в этих Своих словах.
Сообщается со слов Хасан аль-Басри, передавшего от своей матери: «Сказала Умм Саляма о словах Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон», следующее: «Вознесение (истиуа) не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Признание этого – вера, а отрицание — неверие».[1]
Сообщается, что Джа’фар ибн Маймун сказал: «Однажды один человек задал вопрос имаму Малику по поводу аята: «Милостивый вознесся на Трон», сказав: «Как Он вознесся?» Малик ответил: «Вознесение не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Вера в это обязательна, а вопросы об этом – нововведение. И я считаю, что ты не иначе как заблудший». Затем он распорядился и этого человека вывели из его собрания».
Также от Джа’фара ибн ‘Абдуллаха сообщается: «Однажды к Малику ибн Анасу пришел человек с вопросом: «Как Аллах вознесся на трон?» (имея в виду слова Всевышнего): «Милостивый вознесся на Трон». И я не видел прежде, чтобы Малик гневался на что-либо так, как он разгневался на слова этого человека в тот день. Он даже вспотел, так, что пот начал литься с него градом. Люди умолкли и стали ждать, что же он ответит ему. Успокоившись, Малик сказал: «Как Он это сделал – невозможно представить нашим разумом, однако, само возвышение – не является чем-то неизвестным. Верить в это обязательно, а задавать вопросы об этом – нововведение! И воистину, я боюсь, что ты окажешься в числе заблудших. Затем он распорядился, и этого человека вывели».[2]
Абу ‘Али аль-Хусейна ибн аль-Фадля аль-Баджли однажды спросили: «Как Аллах вознесся на Свой Трон?» и он ответил: «Я не знаю из скрытого ничего, кроме того, что Аллах Сам открыл нам. Он дал нам знать о том, что вознесся, но как Он это сделал – не сообщил».
Сообщается от ‘Али ибн аль-Хасана ибн Шакыка, сказавшего: «Я слышал как ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Мы знаем, что Господь наш над семью небесами, вознесся на Свой Трон и не находится вместе со Своими творениями. И мы не разделяем убеждений джахмитов, которые говорят: «Аллах здесь!» (при этом ибн аль-Мубарак указал на землю)».[3]
Абу Джа’фар Мухаммад ибн Салих ибн Хани сказал: «Я слышал, как Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма, сказал: «Тот, кто не признал, что Великий и Могучий Аллах над Своим Троном, вознесся над семью небесами, тот является неверным в отношении своего Господа и жизнь его перестает быть неприкосновенной. Такого человека призывают к покаянию, и если он отказывается каяться – отрубают ему голову, а тело выбрасывают в какую-либо навозную кучу, чтобы мусульмане, а также неверные, находящиеся в договоре не страдали от вони его разлагающегося тела. Имущество такого человека рассматривается, как трофей, и никто из мусульман не может претендовать на него в качестве наследства, поскольку им запрещено это в соответствии со словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует неверному, также как и неверный не наследует мусульманину».[4] аль-Бухари 6764.
Наш имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и в своем сочинении «аль-Мабсут», в теме о том, что в качестве искупления какого-либо греха правильным и действительным будет освобождать именно верующих рабов, приводит сообщение от Му’ауийи ибн аль-Хакама (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается: “Когда он пожелал освободить свою чернокожую рабыню в качестве искупления, и спросил об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) решив выяснить, является ли она верующей или нет, спросил: «Кто я?» Тогда она указала сначала на него, а затем на небо, имея в виду: «Ты посланник Аллаха того, Кто на небе». На что он сказал: «Освободи ее, ибо поистине, она верующая».[5]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посчитал ее верующей мусульманкой за ее признание того, что Господь ее над небом, обладает качествами Возвышенности и Верховности.
Имам аш-Шафи’и использовал этот хадис, как доказательство против мнения тех, кто утверждал, что допустимо в качестве искупления за грех освобождать рабынь из числа неверных. Другими словами аш-Шафи’и считал эту рабыню верующей, так как тоже был убежден в том, что Аллах Всевышний, над Своими творениями, поверх семи небес и над Своим Троном, ибо не было никогда такого, чтобы имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, приводил достоверный хадис и сам не следовал бы ему. И эта его вера полностью соответствует убеждениям мусульман, приверженцев Сунны (ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а) первых и последующих их поколений. Сказал аш-Шафи’и: «Если вы увидите, что я говорю нечто противоречащее достоверному хадису от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то знайте, что разум покинул меня».[6]
Аль-Хаким, да помилует его Аллах, сказал: «Я не единожды слышал, как Абу-ль-Уалид говорил: «Мне рассказал аз-За’фарани, что однажды аш-Шафи’и рассказывал хадис и один из присутствующих спросил: «О Абу ‘Абдуллах, ты что тоже придерживаешься того, что сказано в этом хадисе?» На что он ответил: «Ты что видел когда-нибудь меня посещающим синагогу или церковь?! Или, может, ты видишь на мне одежды, которые носят неверные?!» Как ты смеешь, видя, что я нахожусь в мечети мусульман, ношу их одежды, молюсь в сторону их Киблы, спрашивать меня о том, придерживаюсь ли я того, что сказано в хадисе пророка (мир ему и благословение Аллаха), который я сам же и передаю?!»[7]
В этом и состоит разница между нами – приверженцами Сунны и последователями нововведений. Когда они слышат какой-нибудь хадис об атрибутах Аллаха, то сразу отвергают его. Они не принимают его и не соглашаются с его очевидным смыслом, а затем, применяя всю хитрость и изобретательность своего разума, пытаются истолковать его таким образом, чтобы от него не осталось и следа. Хотя при этом они совершенно точно знают, что сказанное посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нужно понимать именно так, как он и сказал, ибо он был самым знающим из людей о своем Господе, и не мог сказать о Нем ничего, кроме правды и истины, а слова его являлись откровением. Всевышний Аллах сказал: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь откровение, которое внушается» (ан-Наджм 53: 3-4).
Имам аз-Зухри и другие ученые этой общины сказали: «На Аллахе – разъяснение, на посланнике – донесение, а на нас – принятие и согласие».
Юнус ибн ‘Абд ас-Самад ибн Му’киль рассказывал со слов своего отца: «Однажды аль-Джа’д ибн Дирхам прибыл к Уахбу ибн аль-Мунаббиху и стал расспрашивать его о качествах Аллаха. Тогда Уахб сказал: «Горе тебе Джа’д! Я думаю, что некоторые из твоих вопросов погубят тебя! Если бы Сам Аллах в Своем Писании не сказал о том, что у Него есть Рука, Глаза и Лик, мы тоже не стали бы говорить это. Побойся же Аллаха!» Не прошло много времени, как Джа’д был казнен и предан распятию».
Однажды Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри выступал с проповедью, посвященной празднику Жертвоприношения, перед людьми в Басре, и в ее завершение он сказал: «А теперь возвращайтесь в свои дома и режьте своих жертвенных животных, и да дарует вам Аллах благодать в них. Я же сегодня принесу в жертву аль-Джа’да ибн Дирхама, ибо он утверждает, что Аллах не брал Ибрахима Себе в друзья, и не разговаривал с Мусой Своей речью. Пречист Аллах и возвышен от этих его слов». Затем он спустился с минбара и лично зарезал его, после чего распорядился, чтобы тело его распяли».[8]
Убеждения последователей хадиса относительно Нисхождения Аллаха и Его Пришествия
Последователи хадиса решительно утверждают, что каждую ночь Аллах, Пречист Он и Возвышен, нисходит на ближайшее небо, и они утверждают, что Его нисхождение не подобно тому, как это делают Его творения и не похоже на это. Они не представляют это в каком-либо образе, а лишь утверждают то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и ограничиваются этим. Они воспринимают достоверные хадисы о нисхождении Аллаха в их очевидном смысле, именно так, как об этом сказано в них, а полное знание об этом они возвращают Всевышнему.
Наряду с этим они также утверждают для Аллаха атрибут пришествия, упоминание которого содержится в Его словах: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?» (аль-Бакъара 2: 210).
«И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22).
В послании шейха Абу Бакра аль-Исма’или к жителям Джиляна, я читал: «Воистину, Аллах нисходит на ближайшее небо, как об этом повествуется в достоверных сообщениях от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?», а также Он сказал: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». Мы верим во все это, в буквальном смысле без вопросов «как?». И если бы Всевышний пожелал нам разъяснить образ этого, то обязательно бы это сделал. Мы же считаем, что необходимо ограничиться тем, о чем Он сказал в ясном виде, а от того, что нам неясно воздержаться. Ведь именно так нам и было велено поступать. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али ‘Имран 3: 7).
Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзали рассказывал: «Однажды амир ‘Абдуллах ибн Тахир сказал мне: «О Абу Я’куб, я хотел спросить тебя о том хадисе, который ты приводишь от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждую ночь наш Господь нисходит на ближайшее небо…» Как же Он нисходит? И я ответил: «О повелитель, да наделит Аллах тебя силой и мощью! Относительно Господа не спрашивается «как»! Он просто нисходит без вопросов «как?»[9]
Мухаммад ибн Салям сказал: «Однажды я спросил ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака о нисхождении Аллаха ночью в середине месяца Ша’бан. На что он ответил мне: «О слабак! Он нисходит каждую ночь!» Тогда какой-то мужчина спросил его: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, как он нисходит? Разве какое-либо место сокрыто от Него?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Он нисходит так, как пожелает». А в другой версии этого сообщения ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак ответил этому человеку так: «Если до тебя дошел хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ты просто покорись ему».
Сообщается от Ахмада ибн Са’ида ибн Ибрахима Абу ‘Абдуллаха ар-Рибаты, сказавшего: «Однажды я находился в собрании у амира ‘Абдуллаха ибн Тахира, где также присутствовал Исхакъ ибн Ибрахим ар-Рахауайх, которого спросили о хадисе про нисхождение Аллаха, достоверен ли он? И он ответил: «Да, он достоверный». Тогда некоторые военачальники амира, присутствовавшие там, спросили: «О Абу Я’куб, ты что же заявляешь, что Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь?!» Он ответил: «Да». Они спросили: «Как же Он это делает?» Исхакъ сказал: «Чтобы я описал вам нисхождение, сначала признайте за Ним нахождение вверху». Кто-то сказал: «Я признаю это». Тогда Исхакъ прочитал аят: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22). Тогда Амир ‘Абдуллах сказал: «О Абу Я’куб, это же будет в Судный день!» На что Исхакъ ответил: «О повелитель, да наделит Аллах тебя силой и мощью! Разве тому, Кто придет в Судный день, кто-то может помешать сделать это сегодня?!»[10]
Надо отметить, что достоверность хадиса о нисхождении Аллаха каждую ночь, признана обоими имамами (аль-Бухари и Муслимом) и приводится в их «Сахихах» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь, когда до ее окончания остается одна треть, Наш Благой и Всевышний Господь нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» аль-Бухари 8494, Муслим 168, 758.
У этого хадиса есть также множество и других путей передач от Абу Хурайры, а также от Ибн Мас’уда, ‘Убады, Абу ад-Дарды, Джубайира, Джабира, ‘Али, Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими всеми Аллах).
Все эти пути передач с их подробными иснадами приводятся в нашей большой работе «аль-Интисар».
В версии от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) он звучит так: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь, когда до ее окончания остается одна треть, Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» И именно поэтому сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) предпочитали откладывать ночные молитвы (тахадджуд) на последнюю часть ночи.
В версии от Абу Салямы со слов Абу Хурайры[11] он звучит так: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда проходит половина или две трети ночи, Благой и Всевышний Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Есть ли просящий? Ему будет дано! Есть ли взывающий? Ему будет отвечено! Есть ли молящий о прощении? Ему будет прощено!» И так продолжается до тех пор, пока не забрезжит утренняя заря». Муслим 180, 758.
А в версии Са’ида ибн Марджаны от Абу Хурайры есть следующая добавка: «Затем Он простирает Свои руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка, и не поступает несправедливо?» Муслим 181.
Также сообщается от Абу Са’ида и Абу Хурайры, сказавших: «Мы слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах откладывает пока не проходит первая треть ночи и тогда Он спускается к ближайшему небу, велит открыть небесные врата, и когда они отворяются, говорит: «Есть ли просящий? Я дам ему! Есть ли взывающий? Я отвечу ему! Есть ли молящий о прощении? Я прощу его! Есть ли нуждающийся? Я избавлю его от нужды! Есть ли молящий о спасении? Я спасу его!» И Он не покидает этого Своего места до тех пор, пока не начнет светать, и так повторяется каждую ночь».[12]
Также передается от Абу Хурайры, сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь Всевышний Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Я царь! Я царь!» (трижды). «Кто просит Меня? Я дам ему! Кто взывает ко Мне? Я отвечу ему! Кто молит Меня о прощении? Я прощу его!» и это не прекращается до тех пор, пока не начнет светать». Муслим 169, 758.
И я слышал как устаз Абу Мансур, сразу после того, как рассказал нам этот хадис, сказал: “Абу Ханифу спрашивали об этом и он сказал: “Нисходит без вопросов «как?»”.[13]
А некоторые говорили: “Он нисходит так, как это подобает Его Господству, без вопросов «как?» И нисхождение Его не подобно нисхождению Его творений, не говоря уже о том, чтобы Он находился или отсутствовал в каком-либо месте. Это потому, что Он далек и пречист от того, чтобы Его сущность или какие-либо качества были подобны сущностям и качествам созданных. Поэтому и Его нисхождение и Его пришествие находятся в полном соответствии с остальными Его совершенными качествами, далекими от какого-либо сходства или образа”.
Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма в своем сборнике «ат-Таухид» (1/290) сказал о главе: “О сообщениях с достоверным иснадом, которые передавали ученые Хиджаза и ‘Ирака о нисхождении нашего Господа к ближайшему небу, без описания Его образа, однако признавая сам факт этого. И мы также свидетельствуем об этом, говоря это своими устами, веря и будучи абсолютно убежденными в своих сердцах в истинности нисхождения Аллаха, упоминаемого в них. Мы не придаем этому какой-либо образ или вид, так как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), рассказав о нисхождении, не упомянул о том, как Он нисходит. А мы знаем, что Всевышний Аллах поручил Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить мусульманам из их религии все, в чем бы они нуждались. И поскольку он не разъяснил нам образ нисхождения Аллаха, мы просто верим в это, не обременяя себя выяснением того, как Он это делает”.
Сообщил Мухрим ибн Бакир, а ему его отец, сказавший: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Мункадир заявлял, что он слышал от Умм Салямы следующее: «Как же прекрасен тот день, когда Аллах нисходит к ближайшему небу!» Ее спросили: «А что это за день?» Она сказала: «Это день ‘Арафата».[14]
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ночью, в середине месяца Ша’бан, Всевышний Аллах, нисходит к ближайшему небу, и не покидает его до конца следующего дня. В это время Он освобождает от огня Ада столько людей, сколько шерстинок находится на шкуре козы из племени Кальб; в это время записывается тот, кто будет совершать Хадж; и ниспосылаются пропитание и удел всех живых существ на целый год. Не останется никого, кто не был бы прощен в эту ночь, кроме многобожника, порывающего родственные связи, непочтительно относящегося к своим родителям, и находящихся в ссоре».[15]
Поскольку хадисы о нисхождении Аллаха установлены достоверно, приверженцы Сунны признают это, принимая их и утверждая, что нисхождение присуще Аллаху именно так, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха). К их убеждениям не относится придание схожести нисхождению Аллаха с тем, как это делают Его творения. Они не допытываются в стремлении понять, как Аллах нисходит к ближайшему небу, поскольку это невозможно в принципе. Они знают, понимают и убеждены в том, что атрибуты и сущность Аллаха, пречист Он и Возвышен, не похожи на атрибуты и сущности Его творений. Далек Аллах от того, что говорят «мушаббихиты» заявляющие о Его подобии Своим творениям, и того, что говорят «му’аттылиты»[16], которые, напротив, вообще отрицают атрибуты Аллаха. Да проклянет их Аллах премного!
Я учился у Абу ‘Абдуллаха ибн Аби Хафса аль-Бухари, которого единогласно признавали шейхом Бухары. Он был одним из главных соратников Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ученика Абу Ханифы). И он рассказывал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Хаммад ибн Аби Ханифа рассказывал: «Мы сказали этим (отрицающим): «Вы что не встречали слов Аллаха: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»? Или Его слов: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами»?! Разве не придет наш Господь, как Сам сказал об этом?! Разве ангелы Его не придут, выстроившись рядами?! Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под Его пришествием, и не знаем, как Он приходит». Тогда мы сказали им: «А мы и не обязываем вас знать, как Он это делает, однако обязываем вас верить в это. Что вы скажете о том, кто станет отрицать, что ангелы придут, выстроившись рядами?» Они ответили: «Мы считаем такого неверным, объявляющим истину ложью». Мы сказали: «Вот также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью».
Также Абу ‘Абдуллах ибн Аби Хафс аль-Бухари писал: «Ибрахим ибн аль-Аш’ас сказал: «Я слышал как Фудайль ибн аль-‘Ияд сказал: «Если джахмит скажет тебе: «Я не верю в Господа, который может покидать Свое место», ты скажи ему: «А я верю в Господа, который делает то, что пожелает».[17]
[1] Это сообщение приводят аль-Лялякаи в «Шарх аль-и‘тикад»/663, Захаби в «аль-‘Улюу»/65, и др. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Слова, которые использовал имам Малик в качестве ответа на вопрос о том, как Аллах вознесся на Трон, приводятся и со слов Умм Салямы, однако на цепочку передатчиков этого сообщения полагаться не стоит”. См. “Маджму’уль-фатауа” 5/365.
Имам аз-Захаби писал: “Эти слова достоверно известны от целой группы ученых: Раби’и, имама Малика, Абу Джа’фара ат-Тирмизи. Что же касается передачи их со слов Умм Салямы, то это не достоверно”. См. «аль-‘Улюу» 65.
[2] Это сообщение приводят ад-Дарими в «Радд ‘аля аль-Джахмия» 104, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 664, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/325 и др. Имам аз-Захаби сказал: “Это достоверно от Малика”. См. “Мухтасар аль-‘улюу” 141.
[3] Это сообщение достоверное (сахих). См. ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 22, 216; ад-Дарими в «Радд ‘аля аль-Джахмийя»/162, 67; аль-Байхакъи в «аль-Асма уа ас-Сыфат» 517.
[4] Необходимо знать, что не каждый сказавший слова неверия, становится автоматически неверным. В отношении конкретного мусульманина, совершившего или произнесшего слова неверия необходимо применять правила и условия, связанные с выведением человека из Ислама. И необходимо учитывать такие вещи, как «препятствия для обвинения в неверии», из числа которых: незнание (джахль), принуждение (икрах), ошибочное истолковывание (тауиль), ошибка (хата), сумасшествие (джунун), неясность (шубха), а также в некоторых случаях и слепое подражание (такълид). Как и необходимо учитывать такое важное условие, как предоставление довода. См. “Дауабит ат-такфир” 247-265.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Я говорил джахмитам, которые заявляли о единении Аллаха с Его творениями и отрицали вознесение Аллаха на Трон: «Если я соглашусь с вами, то стану неверным, поскольку я знаю, что ваши слова – это неверие (куфр)! Однако вы для меня не являетесь неверными, поскольку вы невежды!»” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/326.
Имам Ибн аль-Уазир говорил: “Ошибиться и посчитать неверного мусульманином будет менее опасным для тебя, нежели если ты ошибешься и вынесешь решение о мусульманине тем, что он неверный!” См. “Исар аль-хаккъ ‘аля аль-халькъ” 449.
[5] Версия хадиса, которую привел имам ас-Сабуни на самом деле является другим хадисом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который приводят Ахмад 2/291, Абу Дауд 3278 и др. и шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность. А что касается хадиса от Му’ауии ибн аль-Хакама, то его приводит Муслим (537) и в нем сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил рабыню: «Где Аллах?» Она сказал: “На небе”. Он спросил: «Кто я?» Она ответила: “Ты – посланник Аллаха”. Тогда он сказал: «Освободи ее, ибо поистине, она верующая».
И именно данный хадис приводил аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм» 5/266.
[6] Это сообщение от аш-Шафи’и приводят Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 67, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/106.
[7] Это сообщение также приводит Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/106.
[8] Цепочка передатчиков данного сообщения слабая (да’иф). аль-Бухари в «Халькъ аф’аль аль-‘ибад» 3 и «ат-Тарих аль-кабир» 1/1/64; «ар-Радд ‘аля аль-Джахмия» 13/388; «ас-Сунан» 10/205; аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 97/328.
Однако, несмотря на слабость иснада этого сообщения, имам аз-Захаби сказал: “Эта история широко известна”. См. “Мизан аль-и’тидаль” 1/399. В этом указание на то, что правитель мусульман имеет право казнить глав приверженцев нововведений, если они не оставляют свои еретические воззрения, как это сделал Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри, который был амиром. Доводом этому является хадис о хариджите, которого пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убить сподвижникам: Абу Бакру, ‘Умару и ‘Алию (да будет доволен ими Аллах), но которого ‘Али впоследствии не нашел, после чего посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы он был сегодня убит, то в моей общине никогда бы не разногласили даже два человека!» Абу Я’ля 6/340, ад-Даракъутни 2/54, Ибн Абу ‘Асым 938. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Опираясь на этот хадис, имам Малик и другие ученые считали дозволенным убийство лидеров приверженцев нововведений, которые призывали к своей ереси, чтобы избавить мусульман от их зла и смуты. Этого мнения придерживались многие имамы первых поколений.
[9] Это сообщение достоверное (сахих). См. «Шарх аль-И’тикад» 884; «Мухтасар аль-‘Улюу» 193.
[10] Это сообщение достоверное (сахих). См. «аль-‘Улюу» 132; «Мухтасар аль-‘Улюу» 193.
[11] Иснад этой передачи хороший (хасан). И в этой версии он звучит так: «Каждую ночь, во второй половине или последней трети ночи, Великий и Всемогущий Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» И так, пока не займется заря, или пока читающий Коран не завершит утреннюю молитву». Ахмад 2/504, ад-Дарими 1519, Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 495-496. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
[12] Эта версия является достоверной (сахих). Ее приводит ад-Даракъутни в «ан-Нузуль» 55, где есть добавка: «Затем Он поднимается к небу», о которой он сказал: «Это добавка от Юнуса ибн Аби Исхакъа ас-Саби’и, и она приемлемая (хасан)».
[13] См. «Шарх фикъх аль-акбар» 34; «аль-Асма уа-ссыфат» 572 аль-Байхакъи.
[14] Это сообщение приводят ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-Джахмия» 137, ад-Даракъутни в «ан-Нузуль» 95-96, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 757-758, и иснад его является достоверным (сахих).
[15] Хадисов о том, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо в середине месяца Ша’бан очень много, однако все эти версии не лишены слабости. Но самые достоверные версии данных хадисов, следующие:
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах спускается в середину ночи месяца Ша’бана и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и мушахина». Ибн Маджах 1390, аль-Баззар 2/408, Ибн Хиббан 5636, аль-Байхакъи 7/419, ат-Табарани 20/108, Ибн Аби ‘Асым 509. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Баззар, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бахр аз-захир” 1/206, “Шарх аль-Мауахиб” 7/473, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1144, 1563.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах обращается к Своим творениям в середину ночи месяца Ша’бана и прощает грехи Своим рабам, за исключением двоих: мушахину и убийце». Ахмад 2/176. Достоверность этого хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут. См. “Тахридж аль-Муснад” 6642.
Ученые разошлись относительно слова «мушахин», упоминаемого в этих хадисах. Некоторые сказали, что речь идет о приверженце нововведений, и это говорил имам аль-Ауза’и. Другие же сказали, что речь идет о мусульманах, которые враждуют между собой, о чем сказал имам ат-Тыби. См. “Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах” 2/161.
Что же касается версии данного хадиса, упомянутой имамом ас-Сабуни, где говорится: «В это время Аллах освобождает от Ада столько людей, сколько шерстинок находится на шкуре козы из племени Кальб; в это время записывается тот, кто будет совершать Хадж; и ниспосылаются пропитание и удел всех живых существ на целый год», то исследователь этой книги – Насыр аль-Джади’ писал, что не смог ее найти.
[16] Основателем секты «му’аттыля» был Хишам ибн ‘Абд аль-Хакам. К их убеждениям относились такие скверные слова, как: «Аллах не внутри этого мира, ни вне его». В своем отрицании качеств Аллаха они дошли до того, что стали утверждать, о том, что Аллаху не присущ атрибут силы и мощи (къудра), из-за чего о них стали говорить так: “Му’аттылиты поклоняются несуществующему”.
[17] См. аль-Бухари в «Хальк аф’аль аль-‘ибад» 46; аль-Ляликаи в «Шарх аль-И’тикад» 775; Абу Бакр ибн аль-Асрам в «Шарх хадис ан-Нузуль» 153; «аль-Фатауа аль-Хамауийя» 41.
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com