С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Несмотря на многочисленные публикации о том, что песни и музыкальные инструменты запрещены Исламом, все же остаются некоторые мусульмане, для которых этот вопрос не совсем ясен. Они желают знать насколько этот запрет однозначен, и нет ли в нем каких-либо послаблений. Сомнение этих людей вопреки ясным и однозначным указаниям Корана и Сунны, а также многочисленным высказываниям праведных предшественников (саляфов) нашей общины объясняется активно внедряемой в наши дни мыслью о том, что музыка является дозволенной и что, якобы, нет указаний ни в Коране, ни в Сунне относительно ее запрета. Данная работа посвящена исследованию того, насколько это заявление соответствует действительности и имеет ли оно под собой хоть какое-либо приемлемое шариатское основание. Эта работа, с позволения Всевышнего Аллаха, даст исчерпывающий ответ всем колеблющимся и сомневающимся в вопросе музыки и песен. А что касается тех, кто знает о запретности музыки, то они с соизволения Аллаха смогут извлечь для себя дополнительную пользу в данном вопросе.
Казалось бы, этот вопрос уже детально разъяснен имамами нашей общины, будь то предшествующими или современными, было написано множество трудов, в которых они подробно освещали тему музыки и песен, приводя доводы и указывая на то, что это запрещено, и уже не должно быть места какому-либо сомнению. Но, тем не менее, в наши дни появляются люди, которые заявляют, что музыка дозволена, или максимум, что можно сказать о ней, так это то, что она нежелательна, но ни в коем случае не запретна. В качестве подтверждения своих слов они приводят слабые мнения некоторых ученых, которые не соответствуют Священному Корану, достоверной Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и практике его сподвижников. И поскольку слова ученых принимаются только тогда, когда они подтверждаются достоверными и правильными шариатскими аргументами, то их высказывания, которые мало того, что не имеют какого-либо шариатского основания, но еще и противоречат им, не принимаются в расчет и не рассматриваются как самостоятельный шариатский довод. Однако в силу общего невежества, которое, к сожалению, распространилось среди мусульман, а также по причине ограниченного доступа к трудам авторитетных ученых исламской общины, многие мусульмане, прочитав статьи и брошюры этих людей, начинают думать, что относительно данной темы существует приемлемое разногласие среди ученых, и что каждый мусульманин волен выбирать между мнением о дозволенности музыки и мнением о ее запретности. На самом же деле в данном вопросе среди ученых ахлю-Сунна уаль-джама’а нет, и никогда не было разногласий, за исключением тех, кто отклонился от истины относительно этой темы, что и будет разъяснено далее. Разногласия же появляются по той причине, что о религии Всевышнего начинают рассуждать и высказывать свои мнения невежды, не обладающие знанием. Ученые говорили: “Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!” См. “аль-Лятаиф” 41.
Сторонники мнения, что музыка и песни являются дозволенными, ссылаясь на поздних последователей различных мазхабов, утверждают, что все четыре имама считали музыку и песни дозволенными. Воистину, это клевета, возведенная на этих имамов. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия относительно тех, кто приписывал четырем имамам подобные слова, говорил: “Это ложь, возводимая на четырех имамов, ибо они были единогласны в запретности музыкальных инструментов!” См. “Минхаджу-Ссунна” 3/439.
Имам Ибн аль-Джаузи писал: “Первые поколения ученых-шафиитов считали песни запретным, а что касается их дозволения, то это стали говорить их более поздние последователи по причине отсутствия знания и следования за своими страстями!” См. “Тальбису Иблис” 245.
Этого же мнения придерживались и имамы других мазхабов. Более того, не только среди четырех имамов, но и вообще среди имамов первых трех поколений не было разногласий в том, что музыка является запретной, если и были разногласия, то только относительно песен: какие из них дозволенны, а какие нет. Имам Ибн ас-Салях сказал: “Что касается музыкальных инструментов, то знайте, что они запрещены по мнению имамов всех мазхабов и других ученых!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/228.
Имам аль-Къуртуби в «Кашф аль-икъна’» сказал: “Что касается свирелей, струн и барабанов, на которых играют женоподобные мужчины, то нет разногласий в запрете слушать их. И я не слышал ни от кого из тех, с чьим мнением считались из первых и последующих имамов, кто бы дозволял это!” Он также сказал: “Каким образом музыка может быть не запрещенной, если она из обычаев пьяниц и нечестивцев, и приводит к страстям, нечестию и безумству?! Нет никаких сомнений в запретности этого и в том, что занимающийся подобным обвиняется в нечестии и совершении греха”. См. “аз-Зауаджир” 2/337.
Имам аль-Багъауи сказал: “Единогласны ученые в запретности музыкальных инструментов!” См. “Шарху-Ссунна” 12/383.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Никто из последователей имамов не упоминал разногласия в вопросе запрета музыкальных инструментов. Ученые разногласили только относительно простого пения, не сопровождаемого музыкой, является ли это запретным (харам), порицаемым (макрух) или же дозволенным (мубах)!” См. “Маджму‘уль-фатауа” 11/576.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Ни от кого из праведных предшественников (саляфов) неизвестно, чтобы они дозволяли музыкальные инструменты. Это стали дозволять более поздние поколения, как захириты и суфии, мнение которых не принимается в расчет. И тот, кто передает что-либо о дозволенности этого, тот заблуждается!” См. “ Нузхату аль-Асма” 69.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: “Музыкальные инструменты как гитара, лютня, цимбал, скрипка, цитра и все прочие инструменты, известные у слабоумных и нечестивых музыкантов, без разногласия являются запретными. И кто передает о том, что в этом вопросе существует разногласие, тот ошибается, или же им настолько овладела его страсть, что она сделала его глухим, слепым и препятствует следованию по прямому пути”. См. “Каффу ар-ра’а” 124.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Имамы передали единогласное мнение (иджма’) ученых о запрете музыкальных инструментов”. См. «Масаля ас-сама’» 472.
Таким образом, мы видим, что среди ученых ахлю-Сунна существует единогласное мнение (иджма’) относительно запретности музыки. Это не просто вымышленный иджма’, подобный тем, о которых вопреки мнениям других ученых или даже ясным хадисам заявляют фанатичные последователи некоторых школ. Это иджма’ (единогласное мнение) общины первых трех поколений, что имеет силу шариатского довода, о чем говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» Ахмад 5/145, Ибн Маджах 3950, аль-Хаким 1/115. Достоверность подтвердили хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Под «общиной» речь идет о первых поколениях мусульман, из числа обладающих знанием, а не о каждом мусульманине. Тоже самое относится и к словам Ибн Мас’уда, который сказал: “Что считают все мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что все мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23. Достоверность подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани. Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Если это сообщение достоверно, то под «мусульманами» подразумевается только единогласное мнение сподвижников”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/42.
Что же касается разногласий в этом вопросе, то они появились только после трех первых лучших поколений мусульман, да и вообще музыка распространилась в арабских странах только после этих трех поколений. Имам аш-Шатыби говорил: “Никогда у арабов не было музыки в их обычаях, но у них были стихи, которые читались без каких-либо музыкальных инструментов”. См. “аль-И’тисам” 1/368.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Никто во времена трех лучших поколений из праведных мусульман Хиджаза, Шама, Йемена, Египта, Магриба, Ирака, Хорасана не слушал подобные свисты, хлопанья в ладони или бубны. Поистине, это было внесено после них, в конце второго столетия. Когда же имамы увидели это, они стали запрещать подобное”. См. “ Маджму’уль-фатауа” 11/569.
Важное правило гласит: «Единогласное мнение первых поколений не может быть разрушено разногласием последующих!» Если бы каждое противоречие последующих поколений следовало бы принимать в расчет, то вообще бы не осталось единогласного мнения (иджма’) в каком-либо вопросе, ибо не сосчитать тех, кто из последующих поколений стал противоречить единогласному мнению первых!
Что же касается утверждающих обратное и заявляющих о том, что некоторые имамы из трех первых поколений, или более того, что и некоторые сподвижники и их последователи (таби’ун) считали музыку дозволенной, то пусть приведут сообщение от кого-либо из них с непрерывным и достоверным иснадом. Ведь сколько приписали имамам нашей общины того, что они никогда не делали и не говорили! Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Мы требуем привести достоверный иснад от тех, кто приписывает сподвижникам и последователям (таби’ун) слова, в которых они якобы дозволяли музыку!”
Истину сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Слова, переданные от предшественников и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла также, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его посланнике (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/246.
Но даже если и предположить, что какой-то имам сказал о том, что музыка является дозволенной, то его слова не могли бы служить доказательством, ибо доказательство в Исламе – это только Коран; Сунна; единогласное мнение (иджма’); мнение сподвижника, относительно которого неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников возразил ему; а также аналогия (къияс) при необходимости и при отсутствии прямого текста Корана или Сунны. А все остальное не является шариатским доказательством. Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.
Необходимо отметить, что разногласия или слова ученых сами по себе не являются доказательством, даже если их будет тысяча. Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.
Сулейман ат-Тайми говорил: “Если ты возьмешь послабление (рухса) всех ученых, то ты соберешь в себе все зло!” Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” 1359.
Что касается тех, кто дозволяет музыку, говоря о том, что практически все имамы ее разрешали, то они сделали еще более странное заявление. А именно заявление о том, что ни в Коране, ни в Сунне, нет ни одного прямого указания на запрет музыки и песен, а считающих это запретным, они объявили некомпетентными в этом вопросе. По их словам получается, что все предшествующие имамы, которые, опираясь на Коран и Сунну, считали музыку запретной, некомпетентны. Мы опасаемся за этих людей, что на них падет гнев и наказание Аллаха за попытку с помощью сомнительных доводов дозволить то, что Он запретил. Имам аль-Ауза’и говорил: “Было сказано: «Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто делает запретное дозволенным с помощью сомнительного!»” аль-Аджурри в “Ахлякъуль-‘уляма” 65.
О, мусульмане! Спрашивайте о своей религии ученых, а не различных проповедников, каковых в наши дни великое множество! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, вводящих в заблуждение!» Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Касир и аль-Альбани. См. также «Сахихуль-джами’» 2316.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Всевышний Аллах в случае неясностей и отсутствии знания повелел нам обращаться к ученым, сказав: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
О, мусульмане! Требуйте у студентов, изучающих религию, чтобы они доносили до вас мнения истинных ученых о том или ином вопросе, именно ученых, а не их собственные мнения!
В связи с тем, что различные проповедники, вернувшиеся из арабских стран, стали распространять идею о дозволенности музыки среди мусульман СНГ, а также из-за частых вопросов на эту тему, мы с соизволения Аллаха решили составить работу по данной теме. В ней мы привели доводы, запрещающие музыку и определенный вид песен, и привели опровержения сомнительных доводов сторонников, дозволяющих их.
Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).
С дозволения Всевышнего продолжение следует…
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com