С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Изучив данный вопрос, ученые указали на причины, побуждающие человека совершать гъиба. Вот основные из них:
- Желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык в силу своей природы спешит делать это, если только богобоязненность не удерживает его от подобного. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу главных факторов, побуждающих человека к гъиба.
- Желание возвыситься в глазах людей над определенным человеком, говоря: “Такой-то ничего не знает!”, тем самым, намекая на то, что к нему самому это не относится. И мы прибегаем к защите Аллаха от этого порока, ведь поистине, это одно из тех качеств, которые могут погубить человека, если он от них не очистится. К таким методам прибегают чрезмерно самолюбивые люди.
- Причиной может стать также и одобрение действий друзей или оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выскажет своим друзьям порицание или несогласие, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Бывает и так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей и в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других. Случается, что когда кто-либо из знакомых начинает порочить кого-то за спиной, свидетелю этого становится неловко остановить собеседника, думая, что это его обидит. Эта причина, побуждающая к гъиба, является весьма распространенной и свидетельствует о неполноценности веры (имана) человека, стесняющегося высказать порицание совершающим грех друзьям или сторонникам.
- Также бывает, что кто-то искренне удивляясь поступку какого-то человека, удивленно говорит: “Как сильно такой-то ошибается, хотя он вроде бы и хороший человек”. И когда он говорит об этом, то совершает гъиба, сам об этом не подозревая.
- Человек гневается из-за совершения кем-либо чего-нибудь непристойного, о чем ему стало известно, и говорит: “Да такой-то вообще не боится Аллаха, и совершает то-то и то-то!”, и этим самым он совершает гъиба.
- Человек может совершать гъиба вследствие зависти, испытывая это чувство по отношению к тому, о ком люди отзываются с похвалой, любовью и уважением. Это одна из наиболее основных причин гъиба. Завистник желает, чтобы другой человек лишился подобной милости и не находит ничего лучшего, кроме как порочить его при всяком удобном случае, имея желание унизить его в глазах людей. Поистине, это – наихудший из людей. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что как-то у пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какие люди являются наилучшими?” Он ответил: «Те, у кого горячее сердце и правдивый язык». Они сказали: “Мы знаем, что такое правдивый язык, но что значит горячее сердце?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – богобоязненное, чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти». Ибн Маджах 4216. Ибн ‘Асакир 18/29. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
- Существуют и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: “Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!” Человек может недоумевать, что кто-то не верит в его правдивость, и искренне говорить: “Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!” И еще у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, которое совершает другой человек, в связи с чем, он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, ограничившись упоминанием самого проступка.
- Причиной также может быть и желание поиграть, пошутить и весело провести время, рассказывая о недостатках другого и передразнивая его для того, чтобы насмешить людей. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь». Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 4163.
- Когда человека обличили в мерзком поступке, а он, пытаясь отвести это от себя, говорит: “Так делает и такой-то”, — чтобы упрек от него перешел к другому.
- Когда человек предполагает, что кто-то хочет пожаловаться на него кому-либо из важных людей, или даже просто его другу, то он опережает своего соперника и сам совершает на него гъиба, чтобы унизить его достоинство в их глазах. См. “Татхируль-‘иба мин данасиль-гъиба” 54, “Фатауа Ибн Таймия” 28/336-338.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com