С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Видя и слыша о том, что происходит с мусульманами в различных уголках земли, которых мучают, пытают и убивают многобожники и безбожники, я посчитал обязательным для себя составить небольшую статью о том, что мусульмане обязаны проявлять заботу и оказывать помощь друг другу, независимо от местоположения, расы и языка. Ведь многие из числа мусульман даже не интересуются тем, что происходит в исламском мире, некоторые проявляют безучастие даже в искренней мольбе, а некоторые говорят: «Аллах меня не спросит за то, что происходило с мусульманами той или иной страны, ведь я не из числа обладателей власти и влияния, которым Аллах велел решать такие вопросы».
Да, мы не из числа обладателей власти и влияния, чтобы решать глобальные проблемы, постигшие мусульманскую общину. Однако мы из числа тех, кто способен и должен проникнуться болью, которую испытывают наши братья и сёстры по вере; мы из числа тех, кто может искренне переживать и обращаться с мольбами за мусульман.
Давайте на секунду представим, что кто-то из наших родных, скажем дочерей, оказался сейчас в Мьянме, Сирии, Ираке, Палестине или иных местах, где царит тирания в отношении беспомощных мусульман, сидел бы он, сложа руки и говоря: «Эти проблемы не из моей компетенции»?!
Данное напоминание касательно того, что мусульмане обязаны проявлять заботу и переживать за общину, в первую очередь я адресую самому себе, а затем и другим мусульманам.
И я прошу Всевышнего Аллаха сделать это небольшое напоминание полезным для себя и прочитавших его!
О достоверности хадиса: «Кого не заботят дела мусульман, тот не из них»
Со слов Хузайфы, Ибн Мас’уда, Абу Зарра и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого не заботят дела мусульман, тот не из них».
Данный хадис приводят аль-Хаким 4/352, ат-Табарани в “аль-Аусат” 7/270, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 7/361, Ибн Бушран в “аль-Амали” 395 и др.
Этот известный и весьма распространённый хадис передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) различными путями со слов четырёх сподвижников, однако, все эти версии настолько слабые, что они даже не усиливают друг друга. По этой причине некоторые имамы называли этот хадис вымышленным, а некоторые – очень слабым. Среди обладателей знания, которые утверждали о недостоверности данного хадиса: аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи, аль-‘Иракъи, аль-Хайсами, аз-Захаби, ас-Суюты, аль-Альбани, и др. См. “аль-Мауду’ат” 3/132, “Тахридж аль-Ихья” 2/180, “Маджма’у-ззауаид” 10/433, “аль-Ляали аль-масну’а” 2/266, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 309, 310, 311, 312.
Нет сомнений в том, что такой хадис нельзя приписывать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однако этот хадис из числа тех, о которых говорится, что хоть со стороны иснада он недостоверный, смысл его правильный. И на его смысл опирались многие учёные, среди которых и такие современники, как шейх аль-Альбани, назвавший его недостоверным, а также и шейх Ибн Баз, и шейх Ибн ‘Усаймин. И смысл этого хадиса подтверждают аяты Корана и многочисленные достоверные хадисы.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Есть ли какой-либо достоверный хадис на тему необходимости переживать за положение мусульман? Дело в том, что многие проповедники упоминают следующий хадис: «Кого не заботят дела мусульман, тот не из них».
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Это из числа известных хадисов среди людей, но я не знаю, является ли достоверным такой текст от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или нет. Однако смысл этого хадиса правильный. Ведь человек, который не переживает за положение мусульман, в действительности, его Ислам неполноценный”. См. “ас-Сахуа аль-ислямия” 61.
Тексты Корана и Сунны, указывающие на правильность смысла: «Кого не заботят беды мусульман, тот не из них»
Всевышний Аллах в Своём последнем и великом Писании сказал: «Воистину, верующие – братья» (49: 10).
Всевышний Аллах также сказал: «Мухаммад – Посланник Аллаха. А те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48: 29).
Всевышний Аллах также сказал: «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: “Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются тиранами. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника”» (4: 75).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующие мужчины и верующие женщины являются покровителями и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят и повинуются Аллаху и Его Посланнику» (9: 71).
Имам аш-Шаукани в отношении Слов: «являются покровителями и друзьями друг другу», сказал: “Т.е. сердца их являются едиными касательно взаимной любви, привязанности и сострадания по причине того, что их объединило из числа религии и веры в Аллаха”. См. “Фатх аль-Къадир” 1/377.
И именно таковым был последний посланник и пророк – Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) к членам своей общины, как описал его Всевышний Аллах, сказавший: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9: 128).
Также и сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в многочисленных хадисах часто указывал на то, как важно проявлять мусульманам заботу друг о друге, помогать и защищать друг друга, и не оставлять друг друга без помощи.
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу. Когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». аль-Бухари 6011, Муслим 2586.
Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в отношениях друг с другом верующие подобны единому строению, отдельные части которого укрепляют друг друга». аль-Бухари 481, Муслим 2585.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде; того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскрешения; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскрешения». аль-Бухари 2442, Муслим 2580.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не порывайте друг с другом, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину – брат, он не притесняет его, не оставляет его без помощи и не относится к нему с презрением. А богобоязненность скрыта здесь», — и он трижды указал рукой себе на грудь, и продолжил: «И достаточно человеку зла – презирать своего брата мусульманина. Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, имущество и честь другого мусульманина». Муслим 2456.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как-то один человек шёл по дороге и увидел на ней ветку с колючками и сказал: “Клянусь Аллахом, я уберу это, чтобы она не причинила вреда мусульманам”, — и за это он попал в Рай». Муслим 1914 (4/2021).
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий является зеркалом для брата своего, и верующий – брат верующему! Он не даст ему погибнуть и прикрывает его сзади». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 239, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6/113. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха, подвергнуть его наказанию в могиле, дав ему сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить пока, все удары не были заменены одним. И ударили его один раз, после чего его могила заполнилась огнем. Когда же он пришел в себя и поднялся, он спросил: “За что меня ударили?” Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения, и прошел мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”» ат-Тахауи 3/231. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2774.
Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха и Абу Тальхи (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любого мусульманина, который оставит другого мусульманина без помощи там, где право его неприкосновенности не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помощи там, где он будет желать получить Его помощь. И любой мусульманин, который помог другому мусульманину там, где права его неприкосновенности не соблюдаются, а достоинство унижается, Аллах обязательно поможет ему там, где он будет желать получить Его помощь». Абу Дауд 4884, Ахмад 4/30. Достоверность хадиса подтвердили Абу Ну’айм, Дыя аль-Макъдиси, аль-Хайсами, ас-Суюты, аль-Альбани, Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Маджма’у-ззауаид» 7/267, «Сахих аль-джами’» 5690, «Тахридж Джами’ аль-усуль» 6/570.
Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил: “О пророк Аллаха, что спасет раба от Ада?”
Он ответил: «Вера во Всевышнего Аллаха».
Я спросил: “О пророк Аллаха, а какое деяние с верой?”
Он ответил: «Следует делать пожертвование из того, чем человека наделил Аллах».
Я спросил: “О посланник Аллаха, а если он бедный и ему нечем делать пожертвование?”
Он ответил: «Призывает к одобряемому и запрещает порицаемое».
Я спросил: “О посланник Аллаха, а если он не в состоянии призывать к одобряемому и запрещать порицаемое?”
Он ответил: «Пусть оказывает помощь тому, кто не в состоянии зарабатывать».
Я спросил: “А если он сам таков и не в состоянии помочь другому?”
Он ответил: «Пусть оказывает помощь притесненному».
Я спросил: “А если он слабый и не может оказывать помощь притесненному?”
Тогда он повернулся ко мне и сказал: «Ты не желаешь оставить в этом человеке ничего из благого?! В таком случае пусть хотя бы удержит себя от нанесения вреда людям».
Я спросил: “О посланник Аллаха, если он сделает это, то войдет в Рай?”
Он ответил: «Кто бы из мусульман не совершил что-либо из этих деяний, желая тем самым довольства Аллаха, то оно (деяние) в день Воскрешения возьмет его за руку и введет в Рай!»” Ибн Хиббан 2/96, аль-Хаким 1/63, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/33, ат-Табарани в “Макарим аль-ахлякъ” 98. Хафиз аль-Мунзири и имам аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса надежные. А имамы Ибн Хиббан, ад-Думьяты, аз-Захаби, аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “аль-Матджуру-ррабих” 1731, “Маджма’у-ззауаид” 3/135, “Сахих ат-таргъиб” 876.
Эти величайшие хадисы нуждаются в том, чтобы их перечитывать и размышлять над их смыслом.
Наш любимый Посланник (мир ему и благословение Аллаха) побуждал мусульман и сам лично проявлял заботу о каждом мусульманине своей общине, как описал его Всевышний Аллах. И именно таковыми были его славные сподвижники и халифы после него.
Ибн ‘Умар рассказывал, что его отец – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими обоими Аллах), когда был халифом, часто говорил: “Даже если козлёнок умрёт на берегу реки Евфрат, то воистину, я опасаюсь, что Аллах спросит за это с ‘Умара в Судный день!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 3/305, ат-Табари в “ат-Тарих” 4/202. Сообщение достоверное. См. “Тахкыкъ Махд ас-сауаб” 2/621.
Свят Аллах, ‘Умар переживал за козлёнка, а многие мусульмане не пекутся даже в своих мольбах за мусульман из числа стариков, женщин и детей, которых притесняют и убивают в различных уголках земли!
Такими же были и великие имамы этой общины, которые проявляли заботу о бедах мусульман и ощущали на себе их тяготы и страдания. Так, ‘Абдуль-Гъафир аль-Фариси в своей книге «ат-Тарих» говоря о причине смерти великого имама своего времени – Абу ‘Усмана ас-Сабуни (да смилуется над ним Аллах), сказал: “Когда Абу ‘Усман находился на минбаре, увещевая людей, ему передали письмо, пришедшее с Бухары, в котором упоминалось о великой чуме, которая там бушевала. Тогда он стал созывать богатых мусульман, чтобы они оказали им помощь в их испытании. Когда он прочитал это письмо, оно так повлияло на него, что ему сразу стало плохо. Он начал испытывать сильную боль в животе и спустился с минбара. Эта боль длилась неделю, и никакие лекарства не помогали ему, после чего он скончался. Да смилуется над ним Аллах”. См. “Тахзиб Тарих Ибн ‘Асакир” 3/34, “Табакъат аш-шафи’ия” 3/122.
Да помилует Аллах этого великого имама, на которого так болезненно повлияло бедственное положение мусульман того времени на другом конце земли!
Приведя некоторые из аятов и хадисов, которые были упомянуты, шейх Ибн Баз сказал: “Эти и другие доводы из Корана и Сунны призывают нас проявлять заботу и интересоваться проблемами братьев наших из числа мусульман, будь это отдельные люди или целые общества, в любом уголке земли. Следует интересоваться их состоянием, знать про их положение, испытывать на себе их боль, оказывать помощь в их нуждах, знать о том, в чём они нуждаются. И затем каждому следует оказывать им помощь по мере своих возможностей, отдавая предпочтение первостепенным вещам”. См. “аль-Хасс ‘аля тафаккъуд ахуаль аль-муслимин”.
И разве является правильным, когда богатый мусульманин совершил Хадж раз десять и совершает ‘Умру по несколько раз в год, останавливаясь в пятизвездочных отелях и тратя по несколько тысяч долларов, когда есть мусульмане, умирающие с голода, которым он мог помочь? Нет сомнения в том, что Хадж и ‘Умра – из числа величайших обрядов религии, но ведь после первого их выполнения для мусульманина это становится добровольным деянием, а среди деяний есть просто важные, а есть первостепенные и необходимые.
Шейх Ибн ‘Усаймин во время пятничной проповеди сказал: “Нельзя допускать того, чтобы мы были разобщённой общиной, которая не устремляется друг к другу и не переживает друг за друга. Ведь, поистине, тот, кого не заботят дела мусульман, не из них!
О мусульмане, я повторюсь и скажу, что является обязательным для нас, а мы – хвала Аллаху верующие, смотреть на происшествия и бедствия шариатским взглядом, опирающимся на Коран и Сунну. Ведь если мы обратим внимание на различные бедствия лишь с материальной стороны, то иные помимо нас из числа неверных сильнее нас и величественнее с материальной стороны. И посредством этого они взяли верх над нами и поработили нас.
Но если мы взглянем на эти бедствия со стороны Шариата, со стороны Корана и Сунны, то мы вскоре избавимся от причины, повлекшей эти бедствия, если мы вернёмся к Аллаху и окажем помощь религии Аллаха Всевышнего. Ведь Всевышний Аллах, который является самым правдивым говорит в Своей Книге: «Аллах непременно окажет помощь тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный. Которые, если Мы одарим их властью на земле, будут совершать молитву, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха» (22: 40-41)”. Сл. “Хутба: «Афаля етубуна иля-Ллах»”.
Спросили шейха аль-Альбани: «Является ли достоверным хадис: “Кого не заботят дела мусульман, тот не из них”? И какой может быть наша забота как простолюдинов о делах мусульман, тогда как ты видишь, что происходит с мусульманами в эти дни по всему миру».
Шейх аль-Альбани ответил: “Во-первых, этот хадис является слабым и недостоверен со стороны иснада.
А что касается его смысла, то является необходимым для каждого мусульманина, я повторюсь, для каждого мусульманина, проявлять заботу о делах и положении мусульман. Однако проявление заботы о делах мусульман отличается от человека к человеку, согласно его силе, возможности, имущества, и т.д.
К примеру, наш Господь в Своём ясном Писании говорит: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39: 9). Конечно же, они не сравнятся.
Каждый мусульманин обязан проявлять заботу о положении мусульман по мере своих возможностей. Взгляни, например, на достоверный хадис: «Не уверует никто из вас (полноценно) до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». аль-Бухари 13, Муслим 45.
Это проявление желания и любви, что является деянием сердца, различаются ли в способности на это мусульмане, будь это рядовой мусульманин, образованный, учёный или требующий знания? Нет, не различаются, а, следовательно, подобное является обязательным для каждого мусульманина, чтобы он любил для мусульман то, что любит для себя.
В наше время мусульмане подвергаются мучениям во многих странах, например, мусульмане Боснии и Герцеговины. Вот ты пожелал бы, чтобы постигшее их постигло и тебя? Да упасёт Аллах! Следовательно, ты обязан желать для них, чтобы Аллах оберегал их от притеснения врагов из числа неверных, и это самое малое, что должно быть.
Однако, скажем, есть учёный, но этот учёный не обладает политической властью и властью в стране, но над чем он властен? Он властен над своим языком. Значит, он обязан оказывать помощь мусульманам своим языком. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Помогай своему брату независимо от того, притеснителем он является или притесняемым». Люди спросили: «О посланник Аллаха, мы станем помогать притесняемому, но как же мы можем помочь притеснителю?!» Он сказал: «Схватить его за руки». аль-Бухари 2444.
Итак, следует схватить его за руки и удержать от притеснения. Это и есть помощь твоему брату. Это обращено к кому? К тому, кто в состоянии удержать притеснителя.
Касательно сражения, которое сейчас происходит в Боснии и Герцеговине между мусульманами и христианами Сербии, в этой ситуации «слово» не принесёт пользы. Эта ситуация нуждается в артиллерии и различных современных средствах для ведения войны, что является обязанностью правительств исламских стран. И это не является индивидуальной обязанностью отдельных мусульман, несмотря на их различие в образованности. Однако, к сожалению, правительства мусульманских стран сейчас не шевелятся, чтобы оказать помощь притеснённым мусульманам в различных странах.
Вероятно, я ответил на твой вопрос относительно хадиса, учитывая степень его достоверности и его понимание. Со стороны передачи этот хадис является слабым, а со стороны его смысла – правильным, учитывая те нюансы, которые были ранее упомянуты, что каждый проявляет эту заботу согласно своей возможности”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 708.
Этим напоминанием, конечно же, я не призываю отдельных мусульман к каким-то необдуманным действиям. Ведь каждый мусульманин обязан знать, что для решения глобальных вопросов общины Аллах уполномочил обладателей влияния, сказав: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (4: 83).
Саляфы говорили, что под «обладающим влиянием» речь идёт об учёных и правителях мусульман. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 4/82, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255.
Шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди относительно этого аята сказал: “Это упрек от Аллаха Его рабам за этот недостойный поступок! Если до верующих дойдет важное известие, касающееся всеобщего блага, связанное с безопасностью и радостью для верующих или же с опасностью для них, то им не следует поспешно распространять его. Им надлежит удостовериться в его правдивости и передать его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), или людям, обладающим влиянием среди людей, которые обладают знаниями и благоразумием, которые осведомлены о происходящих событиях и разбираются в вопросах пользы и вреда. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет правоверным пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет противостоять врагам, то всенародно объявляют об этом. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то это не разглашается. Вот почему Аллах сказал: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это», т.е. важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. В этом содержится доказательство на важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. И не следует никому решать важные вопросы раньше таких людей, поскольку они ближе к правильному решению и более защищены от ошибок. В этом также есть запрет на поспешное распространение услышанного. Мусульмане должны размышлять над словами, прежде чем произносить их, и задумываться над тем, принесут они им пользу или нет”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 185.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рууайбида». Его спросили: “А кто такой рууайбида?” Он ответил: «Глупец, который будет говорить о всеобщих делах!»” Ахмад 2/291, Ибн Маджах 4036. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только учёный, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/166.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Да ниспошлет вам Аллах благо, спрашивающий говорит: «Как нам различить между порицаемым умалчиванием о смутах и похвальным оставлением обсуждения смут?»
Шейх аль-Фаузан ответил: “Вопросы, связанные со смутами не должен обсуждать никто, кроме обладателей знания и мудрости. Не годится всем говорить об этом. Если невежды обсуждают вопросы смут, то смуты увеличиваются. А если говорят об этом учёные и разъясняют их, то они тушатся с позволения Аллаха. Не положено говорить о смутах всем подряд, но должны говорить о них обладатели знания, обладатели проницательности, которые знают истину и отличают её ото лжи, и знают, каким образом нужно об этом говорить. А не так, что каждый человек занимается смутами и разговаривает о них, выдает фатуа и обсуждает их”.
http://www.alfawzan.af.org.sa/ar/node/8919
Таким образом, эти тексты Шариата и слова учёных ясно указывают на то, что не каждый рядовой мусульманин может браться обсуждать и решать глобальные вопросы общины.
Однако минимум, что может сделать каждый из нас, рядовых мусульман – это искренне обращаться с мольбой за слабых и притесняемых мусульман, как это делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который после переселения в Медину обращался за слабых и притеснённых мусульман Мекки.
Но, к великому сожалению, многие мусульмане в наше время слабы и скупы даже на мольбу, а некоторые полагают, что в мольбе без действий нет особой пользы. Несомненно, мольба, сопровождаемая упованием и такими причинами, как власть, сила, армия и богатства – это наилучшее оказание помощи. Но если мы не владеем ничем из перечисленных причин, то разве можно проявлять халатность в таком величайшем поклонении, как мольба?! Со слов Сальмана аль-Фариси сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ничто не меняет предопределение, кроме мольбы». Ахмад 5/277, ат-Тирмизи 2139. Хадис хороший. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/410, “Тахридж ахадис аль-масабих” 2/255, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 154.
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял Му’аза в Йемен, он сказал ему: «Остерегайся мольбы притеснённого, воистину, между ней и Аллахом нет преграды!» аль-Бухари 2316, Муслим 19.
Более того, для нас пример господин посланников – наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который обращался с мольбой поимённо и в общем за слабых мусульман, когда у него не было ни власти, ни силы. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что во время молитвы в последнем рак’ате Пророк (мир ему и благословение Аллаха), произнося мольбу къунут, говорил: «О Аллах, спаси ‘Айяша ибн Аби Раби’у! О Аллах, спаси Саляму ибн Хишама! О Аллах, спаси аль-Уалида ибн аль-Уалида! О Аллах, спаси слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во времена пророка Юсуфа!» аль-Бухари 1006, 6200, Муслим 675.
اللَّهُمَّ أَنْجِ الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ
/Аллахумма анджи-ль-мустад’афина мина-ль-муъминин/
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Мольба – из числа наилучших лекарств, и она является врагом бедствия, которое она отталкивает, лечит, препятствует её постижению, избавляет от неё или же облегчает её в случае постижения. И мольба – оружие верующего!” См. “аль-Джауаб аль-кафи” 24.
О распространении фото и видео, демонстрирующие убийства и пытки мусульман
В этом напоминании также хотелось бы коснуться вопроса распространения фото и видео, демонстрирующие убийства или пытки мусульман, которые подвергаются великим бедствиям со стороны безбожников и многобожников в тех или иных странах.
Следует отметить, что обладающие знанием разошлись касательно этого вопроса. Некоторые учёные порицали распространение подобного среди мусульман, опираясь на то, что в подобных вещах содержится множество порицаемых вещей, как:
— запретность создания изображения живых существ;
— неприкосновенность частной жизни убитого или раненого или того, кого пытают, ибо они имеют шариатское право на то, чтобы их не видел в таком состоянии весь мир;
— распространение фото и видео с убитыми и раненными не лишено того, что на этих съемках оголены их срамные места (‘аурат);
— подобные фото и видео, в частности пытки, особенно женщин и детей, приводят мусульман в отчаяние и наносят им моральную травму, а также ослабляют их дух;
— просмотры подобных фото и видео вызывают грусть, ненависть и соответственно эмоции, а такому человеку достаточно сказать несколько слов и он готов по своему невежеству совершать необдуманные поступки;
— также распространители подобных фото и видео зачастую являются представителями заблудших сект или обычными провокаторами из числа врагов Ислама. И подобные материалы они сопровождают словами о том, что правители арабских стран молчат, что они заодно с Западом и Америкой, и т.п. лозунги, которые зарождают ненависть рядовых мусульман к правительству, провоцируя их на митинги, восстания и т.п., что может привести к ещё большим бедствиям и в других странах.
Из числа тех, кто порицал распространение таких вещей – шейх Салих аль-Фаузан.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Некоторые люди занимаются освещением событий касательно раненных мусульман в Палестине и других местах. В этих оповещениях содержатся фотографии убитых или раненых людей, а иногда это транслируется через видео. Суть этого в том, чтобы побудить мусульман делать пожертвования для своих братьев. Является ли подобное дозволенным?»
Шейх аль-Фаузан ответил: “Это деяние не является подходящим. Не позволяется создавать изображения раненых. Однако следует призывать мусульман делать пожертвования для их братьев, доносить до них о том, что их братья находятся в тяжёлой обстановке, рассказывать о том, что происходит с ними от действий иудеев. Но, не показывая при этом фотографии раненных. Ведь в подобном содержится создание изображения, а также обременение, которым Всевышний Аллах не обязал. К тому же в этом есть ослабление духа мусульман. Ведь если ты обнародуешь перед людьми изображения изувеченных мусульман с отрезанными частями тела, то это может напугать мусульман, устрашить их по причине поступков их врагов. Обязательным является для мусульман не показывать слабость, не показывать бедствий, не показывать этих вещей. Напротив, следует скрывать эти вещи, чтобы не пошатнуть силу мусульман”. См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 2/105.
Что же касается тех, кто считал дозволенным распространять фото или видео убийств, ранений, разрушений вследствие войн и т.п., то в качестве польз этого они упоминали следующее:
— увиденное не сравниться с тем, что услышал человек. Со слов Анаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Услышанное не подобно увиденному». аль-Хаким 2/351, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/12. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5373.
Человек может слышать новости о бедствиях, которые происходят с мусульманами в различных странах, однако это не окажет на него впечатления, как если бы он увидел фото или видео этого сам.
— увидев своими глаза подобные вещи, в каком печальном положении пребывают их братья и сестры по вере, мусульмане намного искреннее начинают переживать и обращаться за них с мольбами, оказывать материальную поддержку, и т.п.
— подобные фото и видео служат доказательством происходящего бесчинства, которые часто отрицает сообщество неверующих.
Однако сторонники этого мнения ставили условия для дозволенности, как:
— запретность распространения фото и видео раненных или убитых женщин;
— запретность распространение фото и видео изнасилований;
— запретность распространения фото и видео с обнажённым ‘ауратом;
— не распространять фото и видео пыток, обезглавливаний и т.п., оберегая неприкосновенность частной жизни мусульман;
— проверять точность информации, так как часто те или иные фото преподносятся для накала обстановки, тогда как они никак не связаны с описываемым событием, и т.п.;
Среди учёных, которые дозволяли это – шейх Ибн Джибрин. См. “Фатауа Ибн Джибрин” № 12187 /‘Ард сууар аль-къатля уаль-джарха миналь-муслимин/.
А также шейх Фалях Мандакар, дозволивший распространять видеоролик под названием: «Шейх Хамад аль-‘Атикъ о последствиях переворотов и выходе против правителя», который сопровождался кадрами с разрушениями мусульманских стран, убитыми детьми, и т.п.
В любом случае, вопрос этот спорный и каждая из сторон имеет свои аргументы. Но даже если кто-то и выбирает мнение дозволяющих, он обязан учитывать место и время, где и что он распространяет. Как часто те или иные мусульмане делают рассылки через приложения, отправляя ролики с пытками и убийствами мусульман, не учитывая то, что это могут увидеть женщины, дети и весьма впечатлительные люди, которые после увиденного будут пребывать в депрессии неделями. А то и вовсе могут впасть в отчаяние или даже в сомнения относительно Своего Господа. Поэтому распространителям таких материалов необходимо проявлять мудрость и учитывать пользу и вред.
Можно ли устраивать митинги и забастовки для предотвращения гонений на мусульман?
Необходимо знать, что многие признанные учёные ахлю-Сунна запрещают митинги и демонстрации в основе, а призывают к подобным вещам и используют эти методы зачастую люди, с отклонённой идеологией.
Кстати, любители устраивания митингов используют в качестве основного довода следующее сообщение, которое передаётся от аш-Ша’би: “Благая вещь – эта масса людей. Они преграждают дороги, тушат пожары и устраивают волнения против плохих правителей”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/324.
Однако этот асар недостоверный, поскольку в его иснаде передатчик по имени Исхакъ ибн Ибрахим ат-Табари, которого имамы обвиняли во лжи, как это разъяснил шейх ‘Али Рида.
Если обратить внимание на слова признанных учёных касательно митингов, демонстраций и т.п., то можно заметить, что они порицали и запрещали это по следующим причинам:
— в митингах большой вред и зло, ибо они превращаются в анархию, и во время митингов многие демонстранты устраивают побоища и погромы, портя имущества людей и устраивая драки;
— митинги часто перерастают в революции и перевороты, сопровождаемые кровопролитием;
— митинг – это разновидность выхода против правителей мусульман, что строго запрещается в Исламе;
— митинги, как средство являются нововведением, которое не совершал никто из саляфов и имамов после них, хотя они тоже имели возможность митинговать;
— это уподобление неверным, от которых переняли мусульмане данные методы;
— в этих митингах происходит смешивание полов.
Шейх аль-Альбани говорил: “Не перестают некоторые исламские джама’аты совершать митинги и демонстрации, пренебрегая тем, что подобные вещи из обычаев неверных и их методов, которые заявляют о том, что суд принадлежит народу! Тем самым (эти джама’аты) идут в противоречие словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Лучшее руководство – это руководство Мухаммада!»” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 14/74.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности митингов и демонстраций, которые проводятся с разрешения правителя, он сказал: “Необходимо следовать за саляфами! Если подобные вещи были среди саляфов, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают. Митинги и забастовки – все это является злом! И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем саляфов!” Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 189.
Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади про митинги, имеют ли они шариатскую основу, и он ответил: “Нет, это является нововведением. И мы говорили об этом в предисловии моей книги «аль-Ильхад аль-Хумайни филь-ард аль-Харамейн»”. См. “Гъарра аль-ашрита” 2/451.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Дозволено ли мусульманам устраивать митинги не в исламских городах?»
Шейх ответил: “Мусульманам не дозволено устраивать митинги ни в своих странах, ни в чужих, поскольку эти митинги не из Ислама! Ислам не пришел с демонстрацией, это пришло от врагов мусульман, а мусульмане переняли это от них. Что же касается мусульман, то они не должны заниматься подобным ни в исламских, ни в иных странах”. Сл. “Шарх Сахих Муслим” 1435 г.х.
Однако митинги бывают разные, как сама их цель, так и причины, и они отличаются от страны к стране. Например, в некоторых странах ущемляют права мусульман, запрещают отращивать бороды мужчинам на работе или носить женщинам платки в различных учреждениях. И чтобы хоть как-то добиться своих прав, они вынуждены устраивать митинги. Поэтому некоторые учёные дозволяли митинги в странах неверных для достижения своих прав или избавления от зла.
Например, шейх Салих аль-Люхайдан, который сам порицал и запрещал митинги в основе, называя это нововведением и поступками времён доисламского невежества, дозволил это в случае, если правительство является неверным и этим митингом можно добиться требуемого. Сл. “Шарх ‘Умда аль-ахкам” 14.05.1432 г.х.
Также и шейх Ибн Джибрин, когда его спросили про дозволенность шествия мусульман по всему миру из-за атаки иудеев на Газзу, он ответил: “Если посредством этих митингов можно повлиять на ослабление неверных и воздействовать на них для достижения истины или уменьшения вреда, тогда они дозволяются. Но если в этом есть вред для мусульман, если враги одержат над ними верх, воспользовавшись этими митингами, убивая тех, кто вышел, тогда мы считаем, что в этом лишь вред и нет пользы”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” № 6483.
И шейх ‘Абду-р-Рахман аль-Баррак во время своей встречи с делегацией из Бахрейна на их вопрос о дозволенности проведений мирных митингов в Бахрейне с разрешения правителя, сказал: “Если эти митинги дозволяются со стороны правителя, если нет в них вражды в отношении кого-либо, как и не сопровождают митинги что-то запрещённое, и если за этим не последует смута между правителем и народом, то нет причины для запрещения и противостояния этому”. Сл. “Аджуиба аль-‘алляма аль-Баррак ‘аля асиля аль-Бахрейния” 28.10.1433 г.х.
Также и шейх Ибн ‘Усаймин, который строжайшим образом запрещал митинги, несколько раз разделял между митингами в исламских странах и странах неверных. Так, упомянув о том, что митинги и демонстрации запрещены, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Но может быть, будет сказано: «А если мы пребываем в стране неверных?», где правительство не обращает внимания на мусульман, кроме как после митингов. То на это может быть, можно сказать: «Нет в этом проблем». Но при условии, чтобы это не сопровождалось ничем запретным”. Сл. “Шарх Китаб аль-джихад мин Сахих Муслим” № 9.
Также, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о тех, кто дозволяет митинги и прибегает к ним для порицания порицаемого, говоря, что правитель сам не против, шейх Ибн ‘Усаймин упомянув о том, что митинги и демонстрации – это лишь зло и анархия, которое влечет больше нечестия, чем пользы, сказал: “Однако, мне сообщили, что в некоторых христианских, западных странах невозможно добиться прав, кроме как посредством митингов. Если христиане и жители запада желают победить в тяжбах, они устраивают митинги. И если это так используется, и это является страной неверных, и они не видят в этом проблем, а мусульманин или мусульмане не могут добиться своих прав, кроме как этим, то я надеюсь, что в этом не будет проблем. Но что касается исламских стран, то я считаю, что это харам и не дозволено”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” 203.
Исходя из приведённого, и учитывая, что такие большие учёные разошлись в этом вопросе – некоторые считали эти деяния абсолютно запретными, а некоторые разделяли между странами мусульман и странами неверных, – не следует этот вопрос делать предметом для смуты и раскола сторонников Сунны, обвиняя друг друга в заблуждении и нововведении.
Но в любом случае, вопрос этот не простой, чтобы каждый рядовой мусульманин становился инициатором устраивания митингов и забастовок, беря на себя эту ответственность, не посоветовавшись с обладателями знания.
И необходимо знать, что наилучший путь для исправления положений – это путь Шариата, установленный Кораном и Сунной!
Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам, с ним был и Абу ‘Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а ‘Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу ‘Убайда сказал: “О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении”. На это ‘Умар рассержено сказал: “О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!” аль-Хаким 1/61, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/47, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 8196. Шейх аль-Альбани и учёные Постоянного комитета подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 2893, “Фатауа аль-Ляджна” 26/46.
О призывах к джихаду в связи с гонениями мусульман
Также в данной статье хотелось бы затронуть немаловажный момент, касающийся того, что некоторые мусульмане поддаются эмоциям и совершают необдуманные поступки, последовав призывам различных людей в просторах интернета и социальных сетей, возмущённо говорящих: «Мусульман убивают, пытают, а вы спокойно отсиживаетесь в своих домах», «Да вы трусы», «Женщины с бородами» и т.п.
Как уже было сказано, всё, что происходит со стороны безбожников в отношении мусульман – омерзительно, и ни один истинный мусульманин не сможет быть равнодушным к тому, что где-то на земле мучают и убивают мусульман.
Однако, идти на поводу различных «крикунов» – это уже противоположная крайность бездействию и безучастию. Ведь в большинстве случаев такие «крикуны» сами то никуда никогда не поедут помогать, но будут призывать молодёжь ехать на джихад в Мьянму и иные места, тогда как учёные молчат, и тогда как исправление таких ситуаций нуждается не в единицах из числа рядовых мусульман, а нуждается во вмешательстве мусульманских стран!
Неужели кто-то полагает, что пытки и издевательства неверных и многобожников над мусульманами – нечто новое в истории? Неужели мы забыли, как этим пыткам и издевательствам со стороны многобожников подвергались наилучшие представители нашей общины? Ведь во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мусульман пытали и убивали только лишь за слова «ля иляха илля-Ллах», и даже на его глазах пытали и убивали мусульман. Но было время, когда он ничего не мог поделать. Более того, на глазах сподвижников унижали и самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они ничего не смогли сделать, а ведь он – самый лучший из всех творений!
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо семьи ‘Аммара ибн Ясира и его родителей Сумайи и Ясира, которых подвергали мучению многобожники, он сказал: «Терпите, о семейство Ясира, поистине, вам уготован Рай!»” аль-Хаким 3/388, аль-Байхакъи 1/282, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 3/178, ат-Табарани в “аль-Кабир” 24/303. Хафиз аль-Хайсами и аш-Шаукани назвали всех передатчиков хадиса надёжными, а аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным, и с ними в этом согласился шейх аль-Альбани, также назвавший его достоверным. См. “аль-Мустадрак” 3/388, “Маджма’у-ззауаид” 9/295, “Дурр ас-сахаба” 293, “Сахих ас-Сира ан-набауия” 154, “Тахридж Фикъх ас-сира” 107.
Более того, в других версиях сообщается, что в результате этих пыток отца и мать ‘Аммара многобожники убили, а его мать Абу Джахль убил ударом копья между ног. См. “аль-Исаба” 6/639.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ничего не мог сделать и изменить в этой ситуации, хотя его сподвижников пытали и убивали на его глазах, ибо не было у них в то время возможности и силы. Но разве кто-то посмеет сказать, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был трусом, оставшимся в стороне?! Да упасёт от таких слов неверия Аллах!
Также и Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву у Каабы, один из друзей Абу Джахиля принёс внутренности зарезанной верблюдицы и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) склонился в земном поклоне, положил их ему на спину. Ибн Мас’уд сказал: “Я смотрел на это, не имея возможности сделать хоть что-нибудь. О, если бы были со мной те, кто мог бы поддержать меня!” аль-Бухари 240.
И наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил никакого порицания Ибн Мас’уду за то, что он смотрел и ничего не сделал.
Так неужели кто-то лучше Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его великих сподвижников, которых хвалил Сам Господь миров в Коране?! Или же кто-то полагает, что он храбрее них?! Неужели следует следовать идеологии заблудших, следуя принципу: «Если страдают сотни мусульман, то сделаем так, чтобы страдали тысячи»?
Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники так поступали?
Сколько было случаев, когда мусульмане отзывались на оказание помощи, уезжали на другой конец земли, не зная ни языка, ни как попасть к тем, кому они приехали помогать, ничего, а их просто брали и в лучшем случае сажали. И вот сидит такой человек, не пойми где, не пойми как и с кем, и начинает мучиться и сожалеть, что поторопился, что не посоветовался с обладателями знания. А ведь наш великий Посланник (мир ему и благословение Аллаха) давал мудрое наставление на все подобные случаи:
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Не следует верующему унижать себя!» Его спросили: “А как же он может унизить себя?!” Он ответил: «Взваливать на себя такие трудности, которые он не вынесет!» ат-Тирмизи 2254, Ибн Маджах 4016. Достоверность этого хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, аль-Хайсами, аз-Забиди, аль-Бусыри и аль-Альбани. См. “Тахридж аль-Ихъя” 1/46, “Маджма’у-ззауаид” 7/273, “Итхафу-ссада” 1/296, “Мисбах аз-зуджаджа” 2/125, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 613.
Спросили шейха Салиха аль-Люхайдана: «Каково ваше наставление тому, кто призывает людей к джихаду, вызывая у них подъем духа и горячности, разговорами о нынешнем плохом положении, рассказами об исламских сражениях, а затем, эмоционально ошеломляя всех, заявляет, что джихад приостановился, что нам его запрещают, и т.д.?»
Шейх аль-Люхайдан ответил: “Если есть причины для ведения джихада, то для мусульман совершение джихада становится обязательным, и в соответствии с мазхабом ахлю-Сунна уаль-джама’а, если сражение ведется против неверных, его нужно вести как с праведными предводителем, так и с нечестивым.
Но что касается подстрекания людей и молодежи без ясных знаний и мудрости, то это одна из причин различных бед и несчастий, которые постигают исламские государства от их врагов. И раз человек взялся руководить джихадом, то сначала он должен приложить свои усилия для достижения необходимых средств для ведения войны, как знание и вера. Мусульмане же сейчас в таком положении, которым поэт описал тех, кто убил победоносного полководца, Къутайбу ибн Муслима, когда случилось разногласие во времена Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика:
Вы стали сожалеть об убийстве благородного сына Муслима
А при встрече с Аллахом вы будете сожалеть ещё больше
И в (интриге) завоевательной войны вы оказались лишь добычей.
Сегодня существует опасность, что мусульмане станут добычей для больших неверных и нечестивых стран. Человек не должен подвергать себя унижению, а также подвергать унижению свою общину и страну!” Сл. “Джихад аш-шар’и” 1425 г.х.
Почему Аллах допускает зло на земле?
Необходимо знать, что Всевышний Аллах по Своей мудрости создал людей и дал им право выбора. И этим правом обладает каждый человек до того момента, пока за ним придут ангелы смерти. И вся та несправедливость, нечестие, зло и даже эпидемии и стихийные бедствия – всё это является результатом грехов людей, результатом их выбора, плоды которого в этом мире пожинают и грешные и праведные, и сильные и слабые. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30: 41).
Всевышний Аллах также сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42: 30).
‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам со словами: «О мухаджиры! Пять вещей, которыми вы будете испытаны, я прибегаю к Аллаху от того, чтобы вы застали их!
- Если прелюбодеяние распространится среди людей так, что они даже станут делать это открыто, то среди них распространится чума и голод, которых не было до них.
- Если они начнут недовешивать на весах и недомеривать, то их постигнет засуха, недостаток продовольствий и тирания правителя.
- Если они перестанут выплачивать закят со своего имущества, то будут лишены дождя. И если бы не животные, то им вообще не был бы послан дождь.
- Если они нарушат договор Аллаха и Его посланника, то Аллах обязательно даст власть над ними их врагам не из их числа. И они будут отбирать у них нечто-то принадлежащее им.
- А если их правители не будут судить по Книге Аллаха, выбирая что-то иное, нежели ниспосланное Аллахом, то обязательно Аллах посеет между ними их вражду!»” Ибн Маджах 4019, аль-Хаким 2/126, аль-Баззар 2/268. Хафиз аль-Хайсами и хафиз аль-Бусыри сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверие, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 5/320, “аль-Итхаф” 7/445, «Сахих аль-джами’» 7978.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если в мусульманах есть слабость или они слабы, а их враги имеют над ними превосходство, то это по причине их грехов”. См. “аль-Джауаб ас-сахих” 6/450.
Однако необходимо знать, что все власть имущие, которые могли помочь и не помогли, все богатые, которые могли помочь и пренебрегли, оставив без помощи и поддержки своих братьев и сестёр, все это учитывается у Аллаха и последует за человеком в мир иной, где не будет уже ни власти, ни имущества.
Также каждый мусульманин обязан знать и быть убежденным в том, что Аллах не создал этот мир местом воздаяния, однако создал его местом испытания и каждой вещи и каждому живому существу отвел свой срок, который известен Одному Аллаху. И никто не покинул этот мир раньше того срока, который ему был предначертан. Всевышний Аллах сказал: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67: 2).
Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах сказал: “Аллах не любит, чтобы Его враги получили наказание в этом мире, как и не любит, чтобы его приближенные рабы получили награду в этом мире. Однако их наградой будет то, что Он поселит их рядом с Собой и будет доволен ими, как сказал об этом в Коране: «Воистину, богобоязненные пребудут в райских садах среди рек на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (54: 54-55)”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1033.
Всевышний Аллах также сказал: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2: 214).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы непременно испытаем вас чем-либо из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2: 155).
И в завершение, прошу Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, чтобы Он помог слабым мусульманам, защитил их от притеснителей, уничтожил безбожников и многобожников, убивающих и мучающих мусульман, возвеличит Ислам, унизил неверных, и вернул верующих к их религии, былому величию и славе! Амин!
«О Аллах, спаси слабых из числа верующих!» аль-Бухари 1006, 6200, Муслим 675.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com