О достоинствах заучивания Корана наизусть

О великих достоинствах Корана, его адабах и ахкамах - Часть 4
Скачать mp3 (10.3 MB) Скачать word (27 KB)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!» ат-Тирмизи 2913, ад-Дарими 2/308, аль-Хаким 1/554. Имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Каждый выученный аят Корана – это степень возвышения в Раю

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: “Читай и восходи, и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни, ибо, поистине, место твое будет соответствовать последнему прочтенному тобою аяту”». Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 8122.

Знающий больше наизусть из Корана имеет превосходство даже после смерти

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое и хоронить в одну могилу, а потом спрашивал: «Кто из них знал Коран лучше?» Когда же ему указывали на одного из них, он распоряжался укладывать его в могилу первым и говорил: «Я буду свидетельствовать за них в День воскрешения!» И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы»”. аль-Бухари 1343, 1347, 4078.

Знающий больше и лучше наизусть из Корана и читающий его лучше должен руководить коллективной молитвой, несмотря на его возраст

Со слов ‘Амра ибн Салямы сообщается, что его отец (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: “Я явился к вам от истинного пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Когда наступает время молитвы, то возвещайте азан (призыв на молитву), и пусть тот из вас, кто лучше остальных знает Коран, руководит групповым намазом». ‘Амр сказал: “Люди осмотрелись и не нашли никого, кто бы знал Коран лучше меня, и тогда они выдвинули меня вперед, хотя мне было всего шесть или семь лет”. аль-Бухари 4302.

Со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководить коллективной молитвой должен тот, кто лучше других знает Книгу Аллаха. Если они одинаково знают Коран, то руководить молитвой должен тот, кто лучше других знает Сунну. Если они одинаково знают Сунну, то руководить молитвой должен тот, кто раньше совершил хиджру (переселение). Если же они переселились одновременно, то предпочтение отдается тому, кто раньше принял Ислам. Если они одинаковы и в этом, то предпочтение отдается тому, кто старше по возрасту. И пусть никто из вас не руководит коллективной молитвой в присутствии хозяина дома, и не садится в его доме на почетное место без его разрешения». Муслим 673.

Аллах не накажет того, в чьем сердце есть Коран

Шурахбиль аль-Хауляни рассказывал, что Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) часто говорил: “Читайте Коран и не обольщайтесь свитками, ведь поистине, Аллах не накажет сердце, наполненное Кораном!” Ибн Аби Шейба 11/505, ад-Дарими 3362. Иснад достоверный. См. “Фатхуль-Бари” 9/79.

С таким же смыслом есть и хадис, восходящий к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран». Однако этот хадис является слабым. См. «Да’иф аль-джами’» 1068.

Имам аль-Мунауи сказал: “Речь в хадисе о том, кто заучил Коран, размышлял над ним и поступал в соответствии с тем, что в нем повелевается. А что касается того, кто запомнил его текст, но преступал его границы, то он не считается тем, кто заучил Коран”. См. “Файдуль-Къадир” 1/66.

О том, как лучше заучивать Коран

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Изучайте Коран по пять аятов, ибо поистине, ангел Джибриль ниспосылал пророку (мир ему и благословение Аллаха) по пять аятов”. аль-Исма’или в “аль-Муснад” 1/170, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/319. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Фадаиль аль-Къуран” 227.

Важность повторения выученного, чтобы не забывать Коран

Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте этот Коран неуклонно, ибо клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, поистине, ускользает он быстрее, чем верблюды избавившиеся от своих пут». аль-Бухари 5033, Муслим 791.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек, помнящий Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со связанными ногами. И если он будет (держать верблюдов в подобном положении), то удержит их, а если отпустит их, они убегут». аль-Бухари 5031, Муслим 6/76.

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плохо, когда кто-нибудь из вас станет говорить: “Я забыл такой-то и такой-то аят”, ибо заставил его забыть (Аллах). Так продолжайте же повторять Коран, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды (освобожденные от пут)». аль-Бухари 5032, Муслим 789.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Смысл хадиса в том, что такой человек (забывший суру или аят) наказывается его забыванием по причине халатности в его повторении”. См. “аль-Муфхим” 2/419.

Что же касается хадиса: «Тот, кто, выучив Коран, потом забыл его, в День Суда предстанет перед Судом Аллаха как прокаженный», то он недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1354.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Поиск знания имеет виды, степени и границы, которые нельзя преступать. И тот, кто пожелает взять все знание целиком, тот отойдет от пути саляфов, да смилуется над ними Аллах. А тот, кто отойдет от их пути сознательно, тот впал в заблуждение, а кто отойдет от их пути по причине усердия, впал в унижение. Следует знать, что самое важнейшее знание – это заучивание Книги Аллаха и ее понимание. И все, что помогает понимать Книгу Аллаха, также является обязательным изучать вместе с ней. Я не говорю, что выучить весь Коран является обязательным. Однако говорю, что это является обязательным и необходимым для того, кто желает быть ученым”. См. “Джами’ аль-баян аль-‘ильм” 2/166.

О достоинстве чтения Корана по Мусхафу (книге)

Того, кто читает Коран по Мусхафу любят Аллах и Его посланник

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого обрадует то, что его полюбят Аллах и Его посланник, пусть читает Коран по Мусхафу!» Ибн Шахин в «ат-Таргъиб» 1/288, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/209. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6289.

Ибн Мас’уд  говорил: “Часто смотрите в Мусхаф (при чтении Корана)”. Абу ‘Убайда в “Фадаиль аль-Къуран” 96. Иснад хороший.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Некоторые ученые говорили, что предпочтение в этом вопросе (чтении Корана по памяти или по Мусхафу) возвращается к смиренности. Если у человека смиренности больше при чтении по памяти, то это лучше, а если смиренности больше при чтении по Мусхафу, то тогда лучше это. Если же вопрос смиренности одинаков, то чтение по Мусхафу лучше, поскольку это точнее”. См. “Фадаиль аль-Къуран” 212.

Однако не следует забывать о том, чтобы заучивать побольше Коран, читая его по памяти. Ведь как говорил славный сподвижник Абу Умама, Аллах не накажет того, в чьем сердце есть Коран.

Тот, кто распространял Мусхаф, будет получать награду за чтение по нему и после его смерти

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти: Знание, которому он обучился и распространил. Праведный сын, которого он оставил после себя. Коран, который он оставил в наследство. Мечеть, которую он построил. Дом, который он построил для путников. Русло реки, которое он провел. И милостыня, которую он выделил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти». Ибн Маджах 242, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз аль-Мунзири, имам аль-‘Аджлюни и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Кашф аль-хафа” 2/409, “Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах” 1/158, “Сахих ат-таргъиб” 275.

Побуждение сподвижниками к чтению Корана

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, эти сердца – сосуды, так наполняйте же их Кораном и не наполняйте их чем-то иным”. Ибн Аби Шейба 30615. Иснад неплохой.

Также Ибн Мас’уд сказал: “Читайте Коран чаще прежде, чем он исчезнет!” Его спросили: “А как он может исчезнуть, если он находится в наших сердцах и записан в наших свитках?!” Он ответил: “В течение одной ночи он будет забран из ваших сердец и стерт из свитков”. После чего он прочитал следующий аят: «Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что ниспослали тебе в откровении» (аль-Исра 17: 86). ‘Абдур-Раззакъ 3/363, Ибн Аби Шейба 7/256, 505, ад-Дарими 3341, Са’ид ибн Мансур 2/335. Иснад достоверный.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Что мешает кому-либо из вас, вернувшись с рынка или от своих дел, лечь на свой диван и прочитать три аята из Корана?!” ад-Дарими 3379. Иснад достоверный.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, дом становится просторным, посещают его ангелы, избегают его шайтаны и увеличивается в нем благо, если читают в нем Коран. И поистине, дом становится тесным для его обитателей, отдаляются от него ангелы и населяют его шайтаны, и уменьшается в нем благо, если не читают в нем Коран”. ад-Дарими 3352, Ибн ад-Дураис в “Фадаиль аль-Къуран” 185. Иснад достоверный.

Хаббаб ибн аль-Арат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если ты желаешь приблизиться к Аллаху, то не сможешь сделать это лучше, чем посредством Его Слова (Корана)!” Ибн Аби Шейба 30704, Ахмад в “аз-Зухд” 192, аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 1/216. Сообщение достоверное. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 467.

О том, кто отдавал предпочтение чтению Корана перед прочими видами поклонения

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Чтение Корана для меня любимей, чем соблюдение добровольного поста”. Ибн Аби Шейба 30696. Иснад достоверный.

‘Абдуль-Хамид аль-Хаммани рассказывал: “Я спросил Суфьяна ас-Саури: «Кто для тебя предпочтительней, тот, кто совершает военный поход (гъазуа) или же читает Коран?» Он ответил: «Тот, кто читает Коран, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других». См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 19.

А некоторые сподвижники проявляли сожаление в связи с тем, что совершение джихада не оставляло им времени для чтения Корана. Так, Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, многочисленное совершение джихада отвлекло меня от частого чтения Корана”. Ибн Аби Шейба 5/217, Абу Я’ля 13/143. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” 16/314.

Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что правильное и избранное мнение, которого придерживались ученые, на которых опирались, состоит в том, что чтение Корана лучше, чем произнесение тасбиха (субхана-Ллах) и тахлиля (ля иляха илля-Ллах) и прочих видов поминания Аллаха. И доводов на это множество”. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 21.

С дозволения Всевышнего продолжение следует…

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Вернуться к списку

Метки (теги):

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

НАШ TELEGRAM-КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Наш канал YouTube

Воспитание детей