О посте в понедельник и четверг

Поистине, пост в Исламе занимает величайшее место, является наилучшим поклонением!

Скачать mp3 (16.9 MB) Скачать word (44 KB)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Поистине, пост в Исламе занимает величайшее место, является наилучшим поклонением и за него уготована великая награда. Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришёл к нему ещё раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься». Ахмад 5/249, ан-Насаи 2220, Ибн Хиббан 3425. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 4044.

Добровольных узаконенных видов поста множество, и среди такого поста, к которому побуждает Шариат Всевышнего Аллаха – это пост по понедельникам и четвергам.

С позволения Всевышнего Аллаха хотелось бы привести аргументы, указывающие на правомочность и достоинства соблюдения поста в понедельник и четверг, а также единогласное мнение учёных на этот счёт. После чего также вкратце ответить на сомнения некоторых современников касательно законности поста именно в четверг.

Пророческие хадисы касательно поста в понедельник и четверг

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Соблюдения поста в понедельник и четверг является желательным из-за хадисов, указывающих на это”. См. “аль-Кафи” 1/350.

Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о соблюдении поста в понедельник, он сказал: «В этот день я родился и в этот день я был послан к людям», или сказал: «и в этот день мне было ниспослано первое откровение». Муслим 1162.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост». ат-Тирмизи 747. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Багъауи, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарх ас-Сунна” 6/354, “Рияд ас-салихин” 434, “аль-Бадр аль-мунир” 5/754, “Сахих ат-Таргъиб” 1041.

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто соблюдал пост по понедельникам и четвергам, а когда его спросили: «О Посланник Аллаха, почему ты соблюдаешь пост по понедельникам и четвергам?» Он ответил: «Поистине, в понедельник и в четверг Аллах прощает каждого мусульманина, кроме двух поссорившихся, о которых Он говорит: «Повремените с ними, пока они не примирятся». Ахмад 2/329, Ибн Маджах 1740. Хафиз Ибн аль-Муляккъин, хафиз аль-Бусыри, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/754, “Мисбах аз-зуджаджа” 2/77, “Сахих ат-Таргъиб” 1042, “Тахридж аль-Муснад” 8343.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам”. ат-Тирмизи 745, ан-Насаи 2361, Ибн Маджах 1739. Имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн аль-Муляккъин, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/755, “Фатхуль-Бари” 4/278, «Сахих аль-Джами’» 4897.

Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился по понедельникам и четвергам”. Ахмад 5/206, аль-Байхакъи в “Фадаиль аль-аукъат” 21. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 4/143, “Тахридж аль-Муснад” 21793.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда он решил дать обет соблюдать регулярно пост, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Не поступай так, однако постись три дня каждый месяц». ‘Абдуллах ответил: “Поистине, я способен на большее”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда постись в понедельник и четверг». ‘Абдуллах ответил: “Поистине, я способен на большее”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда постись через день, поистине, это самый лучший пост для Аллаха, и это – пост пророка Дауда». Ахмад 2/200, ан-Насаи 2393. Шейх Ахмад Шакир и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” 6880.

Со слов жены Хунайда ибн Халида (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что некоторые жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хидджа, три дня каждый месяц, и в понедельник с четвергом”. Ахмад 6/288, Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, аль-Байхакъи 285. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Мухиббуддин ат-Табари, ас-Суюты, Сыддыкъ Хасан Хан, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Мухаммад аль-Асьюби, и др. См. “Сахих Ибн Хиббан” 14/332, “Гъаятуль-ахкам фи ахадис аль-ахкам” 4/473, “аль-Джами’ ас-сагъир” 7078, “ар-Раудату-ннадийя” 1/556, “ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, “Сахих Сунан Абу Дауд” 2106, “Тахридж Джами’ аль-усуль” 6/320, “Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.

Таким образом, все эти хадисы ясно указывают на то, что пост в понедельник и четверг является установленной и желательной Сунной.

Позиция саляфов касательно узаконенности поста в понедельник и четверг

Также факт желательности соблюдения поста в понедельник и четверг подтверждает то, что о правомочности соблюдении поста в понедельник и четверг говорили саляфы из числа сподвижников и таби’инов, которые побуждали к этому и постились в эти дни сами:

‘Али ибн ‘Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто из вас является соблюдающим добровольный пост в какие-либо дни месяца, то пусть его пост будет в четверг. И пусть не постится в пятницу, ибо, поистине, это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шейба 3/44. Хафиз Ибн Хаджар и аш-Шаукани назвали иснад этого сообщения хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 4/235, “Нейль аль-аутар” 8/428.

Абу ‘Укъба сказал: “Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) соблюдал пост по понедельникам и четвергам”. Ибн Аби Шейба 9230. Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 2/667.

Также слуга Усамы ибн Зейда рассказывал, что Усама ибн Зейд (да  будет доволен им Аллах) постился по понедельникам и четвергам, даже будучи старым. Абу Дауд 2436, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 2797. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также сообщается, что правнук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Али ибн аль-Хусайн (да будет доволен им Аллах), именуемый, как Зейн аль-‘Абидин, говорил: “Что касается добровольного вида поста, то это пост в понедельник и в четверг; пост шести дней месяца Шаууаль после Рамадана; пост в день ‘Арафа; и пост в день ‘Ашура. Каждый из этого поста человек перед выбором, если желает – постится, а если не желает, то не постится”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/142.

Также сообщается, что в понедельник и четверг постились ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Муджахид, Макхуль, и др. См. “Мусаннаф ‘Абд ар-Раззакъ” 4/314, “Хилья аль-аулия” 5/180, “Лятаиф аль-ма’ариф” 1/13.

Мнения учёных всех мазхабов касательно поста в понедельник и четверг

Сошлись учёные четырёх мазхабов, а также захириты в том, что пост в понедельник и четверг является установленной и желательной Сунной.

О желательности поста в эти дни говорится:

в таких трудах ханафитов, как «Бадаи’ ас-санаи’» (2/79), «Хашия Ибн ‘Абидин» (2/376);

в таких трудах маликитов, как «аль-Кафи» (1/350), «Мауахиб аль-джалиль» (3/318);

в таких трудах шафиитов, как «аль-Маджму’» (6/438), «Мугъни аль-мухтадж» (1/446);

в таких трудах ханбалитов, как «аль-Фуру’» (5/84), «Кашшаф аль-къина’» (2/337);

в таком труде захиритов, как «аль-Мухалля» (7/17).

По этой причине хафиз ан-Науауи сказал: “Наши сторонники (шафииты) и другие учёные единогласны в том, что пост в понедельник и четверг является желательным”. См. «аль-Маджму’» 6/438.

А в известной энцеклопедии по фикъху говорится: “Факъихи сошлись в желательности соблюдения поста в поденельник и четверг каждой недели”. См. “аль-Масу’а аль-фикъхия” 28/94.

Как мы видим, множество пророческих хадисов, слова и поступки саляфов во главе со сподвижниками, а также единогласное мнение учёных указывает на тот факт, что пост в понедельник и в четверг является установленной и желательной Сунной.

Ответы на некоторые возражения по поводу законности поста в четверг

О словах имама Муслима, что добавка «четверг» в хадисе от Абу Къатады является ошибкой

В самом начале упоминался следующий хадис:

Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о соблюдении поста в понедельник, он сказал: «В этот день я родился и в этот день я был послан к людям», или сказал: «и в этот день мне было ниспослано первое откровение». Муслим 1162.

Следует отметить, что в другой версии этого хадиса, что приводят Абу Дауд (2426), Абу ‘Аууана (2/243) и др. говорится, что Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о посте в понедельник и четверг?» На что он ответил: «В этот день я родился и в этот день мне был ниспослан Коран».

Упомянув этот длинный хадис, имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (2/421) сказал, что добавка слова «четверг» является ошибкой передатчика.

Даже если признать факт ошибочности добавки о посте в четверг в данной версии хадиса, то ведь законность поста в четверг извлекается не из этого хадиса, а множества других хадисов, передающихся совершенно через другие иснады и от других сподвижников!

К тому же имам Муслим высказывался именно об этой передаче, а не о всех хадисах касательно поста в понедельник и четверг. Следовательно, использовать его слова про один конкретный хадис для ослабления всех хадисов, в которых упоминается правомочность поста в четверг, является явной оплошностью.

О том, что имам аль-Бухари косвенно указал на слабость хадисов о посте в четверг

Для начала необходимо отметить, что слова некоторых: «Хадис, который сознательно не упомянул в своём сборнике «ас-Сахих» аль-Бухари или Муслим, не является достоверным», являются ошибочными и неприемлемыми, как этого говорил хафиз Ибн Хаджар. См. “ан-Нукат” 1/312.

Во-первых, сам имам аль-Бухари говорил: “Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но многие достоверные хадисы я не включил из-за скуки, которую мог вызвать большой объем”. См. “аль-Камиль” 1/210.

Он также сказал: “Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но ещё больше достоверных хадисов я не включил”. См. “Шурут аль-хамса” 64.

А имам Муслим сказал: “Я не говорю, что хадисы, которые я не привёл, являются слабыми”. См. “ас-Сияр” 12/571.

Во-вторых, это утверждение отвергают такие факты, что в других сборниках хадисов, помимо Сахихов аль-Бухари и Муслима есть хадисы, которые являются достоверными по единогласному мнению имамов. Более того, есть даже хадисы, которые не приводятся в шести известных сборниках и даже в девяти, но, тем не менее, являющиеся достоверными без сомнений.

А что касается слов о том, что аль-Бухари косвенно указал на слабость хадиса о посте в четверг, то в качестве аргумента на это используется глава, в которой имам аль-Бухари сказал: «Являются ли какие-либо дни выделенными (для поста)?» После чего привёл следующий хадис:

Ибрахим ибн ‘Алькъама сказал: “Я спросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Выделял ли Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) какой-нибудь день (для определённого поклонения)?» Она сказала: «Нет, его дела отличались постоянством, а кто из вас сумеет выдержать то, что выдерживал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?»” аль-Бухари 1987.

Важно понимать, что если данный хадис и эту главу имама аль-Бухари использовать в качестве аргумента на неправомочность выделения четверга для поста, то с таким же успехом это необходимо говорить и в отношении поста в понедельник, который приводил в своём сборнике «ас-Сахих» имам Муслим! Более того, упомянутое также можно использовать в качестве довода на неправомочность ни шести дней поста в месяце Шаууаль, ни даже поста в дни ‘Арафа и ‘Ашура, потому что ни один из этих хадисов аль-Бухари не привёл в своём сборнике «ас-Сахих», несмотря на то, что их привёл имам Муслим.

Поэтому хафиз Ибн Хаджар касательно этой главы аль-Бухари сказал: “Ибн ат-Тин говорил: «Некоторые опирались на это в качестве нежелательности выделения для поста какой-либо из дней недели». Но Зейн ибн аль-Мунир ответил тем, что задавший вопрос в хадисе ‘Аиши имел в виду конкретный день недели, тогда как тексты, указывающие на выделение конкретных дней постом, выделены так, что другие дни не заслуживают такого выделения, как день ‘Арафа, день ‘Ашура, три дня середины лунного месяца, и т.п. В этом вопросе задавший вопрос имел в виду конкретный день недели, как, скажем, суббота. Однако такое пояснение вызывает нестыковку с постом в понедельник и четверг, касательно чего передаются хадисы, но словно эти хадисы не являются достоверными в соответствии с условиями аль-Бухари, по причине чего аль-Бухари оставил главу в вопросительной форме. Однако то, что является достоверным касательно этих дней, является конкретизацией обобщённых слов ‘Аиши, сказавшей, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выделял какие-либо дни. Но я скажу, что касательно поста в понедельник и четверг передаются некоторые достоверные хадисы”. См. “Фатхуль-Бари” 4/277.

Как мы видим, эта аргументация словами имама аль-Бухари никак не указывает на слабость хадисов о посте в четверг. А если всё же настаивать на этом, тогда данный аргумент необходимо использовать с таким же успехом и касательно слабости хадиса о посте в понедельник, так как аль-Бухари не делал никаких разграничений.

И если то, что имам аль-Бухари не привёл в своём сборнике хадисы о посте в понедельник и четверг, является указанием на то, что он считал их слабыми, то возникает встречный вопрос:

«Можно ли с таким же успехом заявить, что также аль-Бухари не привёл в своём сборнике и хадисы о посте в шесть дней Шаууаля, в день ‘Арафа и в день ‘Ашура потому что они не являются достоверными?»

Вряд ли кто-либо из обладателей знания такое скажет.

О том, что упоминание поста в хадисе Абу Хурайры о предоставлении дел к Аллаху в понедельник и четверг, является слабым

В самом начале упоминались следующие хадисы:

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост». ат-Тирмизи 747. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Багъауи, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарх ас-Сунна” 6/354, “Рияд ас-салихин” 434, “аль-Бадр аль-мунир” 5/754, “Сахих ат-Таргъиб” 1041.

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто соблюдал пост по понедельникам и четвергам, а когда его спросили: «О Посланник Аллаха, почему ты соблюдаешь пост по понедельникам и четвергам». Он ответил: «Поистине, в понедельник и в четверг Аллах прощает каждого мусульманина, кроме двух поссорившихся, о которых Он говорит: «Повремените с ними, пока они не примирятся». Ахмад 2/329, Ибн Маджах 1740. Хафиз Ибн аль-Муляккъин, хафиз аль-Бусыри, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/754, “Мисбах аз-зуджаджа” 2/77, “Сахих ат-Таргъиб” 1042, “Тахридж аль-Муснад” 8343.

Некоторые современники сказали, что добавка о посте в этих хадисах является отклонённой, поскольку этот же хадис от Абу Хурайры приводит имам Муслим без упоминания поста:

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу Аллаха, не поклонявшемуся наряду с Аллахом ничему, за исключением такого человека, у которого с его братом-мусульманином была вражда. И тогда будет сказано: “Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!”» Муслим 2565.

Во-первых, даже если согласиться с тем, что всё это один и тот же хадис, достоверно установлено, что на вопрос о причине выделения месяца Ша’бан постом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в этот месяц деяния рабов Аллаха возносятся к Нему и он желает, чтобы при этом он был постящимся. Следовательно, соблюдать пост в понедельник и четверг является узаконенным по причине вознесения деяний к Аллаху в эти дни.

Во-вторых, хадис о том, что деяния возносятся к Аллаху по понедельникам и четвергам и что в эти дни постился Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также передаётся через совершенно другой иснад и не со слов Абу Хурайры:

Усама ибн Зейд (да  будет доволен им Аллах) рассказывал: “Бывало так, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился подряд столько дней, что начинали говорить: «Он не прерывает пост». И бывало так, что он не постился вообще, кроме как два дня в неделю, соблюдая в эти дни всегда пост. Также он не постился ни в один из месяцев столько, сколько он постился в месяц Ша’бан. И как-то я сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, ты постишься столько, что словно не прерываешь поста, и не постишься столько, словно вообще не соблюдаешь пост, если не считать два дня». Он спросил: «Какие два дня?» Я сказал: «Понедельник и четверг». Он ответил: «Это два дня, в которые деяния предоставляются Господу миров, и я желаю, чтобы мои деяния предоставлялись Ему в то время, когда я соблюдаю пост». Тогда я сказал: «Также я не видел, чтобы ты постился в каком-либо месяце столько, сколько постишься в месяце Ша’бан». На что он сказал: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост».

Этот хадис приводят имамы Ахмад 5/201, аль-Баззар 2617, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/18, и др.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Мунзири, аль-Бусыри, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 1356, “Мухтасар Сунан Аби Дауд” 3/320, “аль-Итхаф” 3/84, “Ируа аль-гъалиль” 4/103, “Тахридж аль-Муснад” 21753.

И этот хадис действительно является хорошим (хасан), так как все его передатчики являются признанными и надёжными, за исключением Сабита ибн Къайса, касательно которого были небольшие разногласия. Имам ан-Насаи сказал: “Нет в нём проблем”. Также и аз-Захаби, упомянув разногласия о нём, сказал, что он надёжный. И достаточно этому передатчику того, что имам Ахмад называл его надёжным. Так, Абу Талиб сказал: “Я спросил Ахмада про Сабита ибн Къайса Абу Гъисна, и он сказал: «Надёжный»”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/1840, “аль-Камиль” 310.

А шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Соблюдение поста в понедельник и четверг из прочих дней недели является желательным, так как деяния рабов Аллаха возносятся в эти дни, и точно так же желательным является соблюдение поста в месяц Ша’бан, так как деяния рабов Аллаха возносятся в этот месяц”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/596.

О том, что некоторые саляфы считали нежелательным поститься в четверг

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Большинство учёных считали желательным соблюдать пост в понедельник и четверг. Но передаётся нежелательность этого от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) с разных сторон. Также Муджахид сначала постился эти дни, а затем оставил это и считал нежелательным. Также считал нежелательным поститься в понедельник Абу Джа’фар Мухаммад ибн ‘Али. Также группа считала нежелательным выделять для поста какой-то день. Это передают от ‘Имрана ибн Хусайна, Ибн ‘Аббаса, аш-Ша’би, ан-Наха’и, и передал это Ибн аль-Къасим от Малика. А аш-Шафи’и в своём раннем мнении говорил: «Я это порицаю (выделять какой-то день)». Он также сказал: «Я считаю это нежелательным, чтобы несведущий человек не подумал, что такой пост является обязательным». Также он сказал: «Если он будет поститься, то это хорошо». Т.е. не имея намерения о том, что такой пост является обязательным”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 153.

Во-первых, как мы видим, в этой передаче от некоторых саляфов не выделяется пост именно в четверг, а говорится о посте, как в понедельник, так и в четверг. При этом непосредственно порицается Мухаммадом ибн ‘Али даже пост в понедельник, несмотря на наличие пророческого хадиса об этом в «Сахих Муслим».

Во-вторых, каждая из этих передач нуждается в уточнении их достоверности. Так, например, передачу от Анаса приводит Ибн Аби Шейба (10021), что Анас говорил: “Не будь выделяющим понедельник, четверг и месяц Раджаб”.

Однако это сообщение не может быть достоверным, так как в иснаде его неизвестный передатчик (маджхуль), не упомянутый по имени (мубхам). См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/124.

В-третьих, даже если бы от кого-либо из сподвижников и было бы достоверно передано, что он считал нежелательным соблюдение поста в понедельник или в четверг, то это не было бы доводом для кого-либо в противоречие достоверным пророческим хадисам.

Заключение

Исходя из того, что было упомянуто, нам стало ясно, что пост в понедельник и четверг является достоверно установленной и желательной Сунной. На это указывают множество хадисов, часть из которых является достоверными и хорошими сами по себе, а часть усиливается другими версиями и свидетельствами. И среди имамов, считавших достоверными хадисы о посте в понедельник и четверг: Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Багъауи, аль-Мунзири, ан-Науауи, Мухиббуддин ат-Табари, Ибн аль-Муляккъин, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, ас-Суюты, Сыддыкъ Хасан Хан, Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут, Мухаммад ибн ‘Али Адам аль-Асьюби, и др.

На хадисы касательно желательности соблюдения поста в понедельник и четверг опирались все ранние имамы, приводившие эти хадисы в своих сборниках, называвшие главу: «О посте в понедельник и четверг». И из числа этих имамов: Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ад-Дарими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, и др.

Что же касается мнения о том, что установленным является именно пост в понедельник, тогда как пост в четверг не установлен в хадисах, то это мнение вообще не следует брать в расчёт, так как о таком никто из саляфов даже не заикался. Это мнение высказывали лишь некоторые современники, что отвергается в виду его слабости.

Представители всех мазхабов опирались на хадисы о желательности соблюдения поста, как в понедельник, так и в четверг, а некоторые из факъихов даже передавали единогласное мнение касательно этого.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Метки (теги):

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

НАШ TELEGRAM-КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Наш канал YouTube

Воспитание детей