“Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему”

Некоторые пользы, извлекаемые из великого хадиса
Скачать mp3 (7.4 MB) Скачать word (28 KB)

Пользы и выводы из хадиса:
«Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему»

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

“Однажды один бедуин пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) требовать возврата долга. Он стал напирать и говорить: «Я буду давить на тебя, пока ты не вернёшь мне мой долг прямо сейчас!»

Тогда сподвижники стали ругать этого человека и говорить: «Горе тебе! Разве ты не знаешь, с кем говоришь?!»

Он сказал: «Поистине, я требую свои права».

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:

«Вам следовало встать на сторону того, с кем истина».

После чего он послал человека к Хауле бинт Къайс со следующими словами: «Если у тебя есть финики, то одолжи их нам, пока мы не получим наши финики, с которых вернём тебе долг».

Она ответила: «Конечно, да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!»

Когда она дала финики, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул бедуину долг и дал ему ещё сверх того, что был должен, на что бедуин сказал: «Ты вернул всё сполна, да одарит тебя Аллах сполна!»

Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Такие люди (возвращающие долги сполна и занимающие сторону тех, с кем истина) являются наилучшими».

После чего добавил: «Воистину, не достичь величия той общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему по праву, кроме как испытав тревогу».

Этот хадис приводят Ибн Маджах 2426 и аль-Баззар 1352.

Хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Мисбах аз-зуджаджа” 2/46, “Сахих ат-Таргъиб” 1818.

Некоторые пользы, извлекаемые из великого хадиса:

▪ Указание на то, как местность и окружение влияют на поведение и характер человека. Ведь, несмотря на своё право, бедуин не проявил должного поведения с господином посланников (мир ему и благословение Аллаха). А в достоверном хадисе говорится: «Кто проживает в пустыне, ведя кочевой образ жизни, тот становится чёрствым». Ахмад 2/371, Абу Дауд 2859, 2860, ат-Тирмизи 2256. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-‘Аджлюни, аль-Альбани. См. “Кашф аль-хафа” 2/309, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1272.

▪ Отсутствие мягкости со стороны отстаивающего свои права приводит к его осуждению даже со стороны благочестивых и праведных людей по причине его поведения и манеры, а не сути его слов.

▪ Отстаивать истину необходимо даже тогда, когда она на стороне менее авторитетного и менее праведного человека, как это повелел делать своим сподвижникам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Вам следовало встать на сторону того, с кем истина».

▪ Ревность сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в отношении прав Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллах).

▪ Скромность нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отказ от использования своего великого положения среди мусульман.

▪ Долги могут быть даже у праведных людей, и их наличие не указывает на непорядочность человека. Однако мусульманину не следует брать в долг, кроме как при необходимости, а не просто для расходования на развлечения, роскошь, и т.п. К тому же каждый обязан проявлять максимальное усердие в выплате долга, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах прощает шахиду всё, кроме долга». Муслим 1886.

▪ Право кредитора давить на должника и публично требовать возврата долга. Однако проявлять мягкость в требовании возврата долга является желательным, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». аль-Бухари 2076.

▪ Дозволенность возврата долга, срок которого подошёл, путем одалживания у другого, как это сделал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), перезанявший финики для возврата долга у Хаули бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах).

▪ Дозволенность приблизительного упоминания срока возврата долга, как время сбора урожая, получения зарплаты, и т.п., когда в обществе знают о каких сроках идёт речь под тем или иным выражением. Ведь брать в долг следует с упоминанием какого-либо срока, пусть даже приблизительного, а не на неопределённый срок. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо» (2: 282).

▪ Дозволенность возвращать сверх суммы долга, однако, чтобы это было без предварительной договоренности. На дозволенность этого указывают и другие прямые хадисы:

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), на котором был мой долг, когда он находился в мечети. Он сказал мне: «Соверши два рак’ата», после чего вернул мне долг с добавкой”. аль-Бухари 443, Муслим 715.

Учёные Постоянного комитета говорили: “Тот, кто дал в долг не имеет права требовать у должника свыше того, что он ему одолжил. Исключением является случай, когда должник сам возвращает с добавкой долг, будь эта добавка из разряда одолженного или чего-либо иного, если конечно не было на это предварительной договорённости и условий”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 14/134.

▪ Дозволенность обращения с мольбой к Аллаху за того, кто сделал тебе благо в его же присутствии, как это сделал тот бедуин, обратившийся с мольбой за Посланника (мир ему и благословение Аллаха) прямо перед ним, сказав: «Да одарит тебя Аллах сполна!»

▪ О том, что побуждать к благому следует на личном примере, поскольку слова воплощённые в дела сильнее доходят до сердец, нежели только слова. И в упомянутом хадисе указание на то, как наш славный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам совершил предварительно то, к чему побудил членов своей общины.

А в хадисе со слов Абу Барзы и Джундуба (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе, подобен фитилю (лампы), который дает людям свет, сжигая при этом себя». ат-Табарани в “аль-Кабир” 1685, аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 69. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5837.

▪ Побуждение к проявлению великодушия и щедрости.

▪ Указание на то, что проявление благонравия смягчает сердца. Ведь этот бедуин поначалу вёл себя грубо, однако увидев благонравие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его терпение, смягчился. Сказал шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди в комментарии к этому хадису: “В этом хадисе содержится указание на совершенство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в проявлении сострадания и жалости к людям. Было сказано, что этот бедуин до этого случая был неверным, который принял Ислам после того, как увидел это великое благонравие. Он сказал: «О Посланник Аллаха, я никогда не видел более терпеливого, чем ты!» См. “Инджаз аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 6/126.

▪ Имеющий долги имеет право преподносить подарки, подавать милостыню, и т.п., если не подошёл срок выплаты долга, и если человек предполагает, что это не отразится на своевременной выплате долга.

▪ Достоинства тех, кто возвращает долги сполна и тех, кто встаёт на сторону сторонников истины, поскольку про них Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Такие люди являются наилучшими».

▪ Указание на то, к чему должно стремиться общество для обретения величия и почёта.

▪ Из признаков величия и почёта той или иной общины, является то, что слабый из их числа находится в спокойствии относительно своих прав даже во взаимоотношениях с теми, кто является наиболее влиятельным или власть имущим в этой общине.

Но, к большому сожалению, в наше время слабый практически не в состоянии добиться выполнения своих прав, даже испытав тревогу и потрясения.

Просим Всевышнего Аллаха полезного знания, помощи в воплощении этого знания в делах, а также сделать нашу общину великой и благочестивой, в которой что слабый, что сильный равнозначно могут отстоять свои права!

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Метки (теги):

Кому это понравилось и у кого есть желание принять участие в выборе той или иной статьи для аудиоозвучивания, а также сделать свой вклад для оплаты этого труда, отзывайтесь, вносите предложения и пожелания.

Барака-Ллаху фикум и джазакуму-Ллаху хайран!

Всевышний Аллах сказал: «Вы не достигните благочестия, пока не будете расходовать то, что вам дорого, а что бы вы ни потратили – Аллах про это знает!» (Али ‘Имран, 92).

Пусть никто из нас не боится, того, что садака на это благородное дело хоть как-то скажется на нашем благосостоянии, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садака никак не уменьшает богатства!» (См. «Сахих Муслим»/2588).

И пусть никто из нас не стесняется делать даже малое пожертвование, ибо перед Аллахом оно становится великим.

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

Наш канал в Telegram... пользователей

Наш канал YouTube

Воспитание детей

Salaf Forum в Telegram... пользователей