‘Акыка

Обряды, связанные с рождением ребёнка - Часть 4
Скачать mp3 (38.9 MB) Скачать word (55 KB)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Что такое ‘акыка?

Сказал аль-Джаухари о языковом значении слова «‘акыка»: “Волосы каждого новорожденного из людей или животных, которые были на их теле в момент появления на свет, называются «‘акыка». И отсюда взято название овцы, которую приносят в жертву за новорожденного на седьмой день”. См. “ас-Сыхах” 4/1527.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Так называется жертвенное животное по той причине, что ребенку сбривают волосы во время закалывания животного”. См. “ат-Тамхид” 4/308.

И это же мнение они передали от имама Абу ‘Убайда.

Однако имам Ахмад не был согласен с таким определением этого слова и говорил: “Поистине, слово ‘акыка – это само жертвоприношение. И нет довода на то, о чем сказал Абу ‘Убайд”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 267-268.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “То, что сказал Ахмад известно в языковом значении. Ведь говорится «‘аккъа» – это когда что-то режут, и отсюда взято выражение «‘аккъа уалидейх» (ослушался родителей), когда порываешь с ними”. См. “ат-Тамхид” 4/310.

Затем Ибн ‘Абдуль-Барр сказал, что мнение Ахмада в языковом значении данного слова правильнее, чем мнение Абу ‘Убайда. См. “ат-Тамхид” 4/311.

Но некоторые языковеды говорили, что оба эти значения правильны.

Что же касается шариатского определения слова «‘акыка», то это жертвоприношение, совершаемое на седьмой день после рождения ребенка, в знак благодарности Всевышнему Аллаху за оказанную милость. См. “аль-Мугъни” 9/458, «аль-Маджму’» 8/426, “Нейлюль-аутар” 5/149.

О важности ‘акыки в Исламе

Сальман ибн ‘Амир ад-Дабби (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка). Выпускайте из животного кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)»”. аль-Бухари 5472.

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если «страдание» в этом хадисе – это не бритье головы, тогда я не знаю, что это”. Также ат-Тахауи передал от Ибн Сирина, что он сказал: “Я не нашел того, кто указал бы мне на толкование слова «страдание»”. Однако аль-Асма’и однозначно утверждал, что речь идет о бритье головы. Также и Абу Дауд передает такое же мнение с достоверным иснадом от Хасана аль-Басри. См. “Фатхуль-Бари” 11/12, “Тухфатуль-ахуази” 5/196.

Умм Курз аль-Ка’бия (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного». Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «За ребёнка следует совершить ‘акыку, но не смазывать его голову кровью (жертвенного барана)». Ибн Маджах 3166, ад-Дайлями 2/335. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во времена джахилийи, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. Когда же Аллах даровал нам Ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном”. Абу Дауд 2843, аль-Байхакъи 6/101. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.  См. “Тальхысуль-хабир” 4/147, “Ируа аль-гъалиль” 4/389.

В этом хадисе указание на то, что обряд «‘акыка» был известен ещё со времён язычества арабов из того, что у них осталось от религии Ибрахима (мир ему).

Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.

Ученые разошлись в понимании слов «является заложником своей ‘акыки».

Одни сказали, что речь идёт о том, что ребенок, за которого родители не совершили ‘акыку, если умрет, будучи младенцем, то не будет заступаться за своих родителей. И это мнение передается от имама Ахмада.

Ученые, несогласные с таким толкованием, отвергли это мнение и сказали, что заступничество не зависит ни от детей, ни от родителей, заступничество будет происходить только с позволения Аллаха в Судный день, и заступаться будут только те, кому позволит Аллах.

Другие сказали, что смысл хадиса в том, что с ‘акыкой связано благополучие ребенка.

Третьи сказали, что речь идет о бритье головы ребенка, которое следует совершать именно после жертвоприношения, на что указывает хадис: «Выпускайте из животного кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)». См. “Нейлюль-аутар” 5/150.

Четвертые сказали, что речь идет об освобождении ребенка от козней шайтана после совершения ‘акыки, поскольку достоверно известно из хадисов, что после рождения к ребенку приставляется шайтан.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Ученые разошлись в понимании этих слов, однако лучшее, что было сказано по этому поводу, это то, что говорил Ахмад бин Ханбаль. И это указывает на необходимость совершения ‘акыки, и оно усиливает мнение тех, кто говорил о том, что совершение ‘акыки является обязательным”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/264.

Имам ат-Тыби говорил: “Нет сомнения в том, что имам Ахмад бин Ханбаль выбрал это мнение только после того, как об этом до него дошло от сподвижников и их последователей. Ведь он из числа великих имамов, поэтому следует отдать предпочтение его мнению”. См. “Миркъатуль-мафатих” 7/745.

Так оно и есть, ведь до имама Ахмада об этом толковании говорил ‘Ата. Передается, что Яхья ибн Хамза сказал: “Я спросил у ‘Ата аль-Харасани: “Что значит: «является заложником своей ‘акыки»?” Он сказал: «Не будет заступаться за своих родителей»”. аль-Байхакъи 9/299.

Имам аль-Багъауи говорил: “Наилучшее, что было сказано относительно понимания этих слов – это слова Ахмада бин Ханбаля, и это также передается от Къатады, что родители, не совершившие ‘акыку за ребенка, будут лишены его заступничества”. См. “Шарху-с-Сунна” 11/268.

Также это мнение передается и от Мухаммада ибн Мутаррифа. См. “Субулю-с-Салям” 4/186.

Что же касается заступничества как такового, то речь, вероятно, идет не о большом заступничестве, которое будет происходить в Судный день, а о том, что сообщается в следующем хадисе: «Дети ваши – райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай». Муслим 2635.

А Аллаху ведомо обо всем лучше.

Следует отметить, что хадисы об ‘акыке передаются множественными путями, составляя примерно тридцать хадисов.

Является ли совершение ‘акыки обязательным?

Относительно обязательности совершения ‘акыки за ребёнка, существует разногласие среди ученых. Большинство ученых считает, что ‘акыка является твёрдной Сунной (аль-муаккада). См. “Мугъни аль-мухтадж” 4/293, «аль-Маджму’» 8/429, “Бидаятуль-муджтахид” 1/275, “Нейлюль-аутар” 5/150.

Необходимо отметить, что некоторые имамы приводили даже единогласное мнение (иджма’) о том, что ‘акыка является твёрдой Сунной, но не обязанностью. См. “аль-Мугъни” 9/459.

Второе мнение состоит в том, что совершение ‘акыки является обязательным. Это было мнением захиритов – Дауда и Ибн Хазма. Также это мнение передается из числа сподвижников от Бурайды, а также от аль-Хасана аль-Басри, аль-Лейса ибн Са’да, и это одно из двух мнений имама Ахмада, которому следовали некоторые ханбалиты. И этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани. См. “аль-Мухалля” 6/234, “ат-Тамхид” 4/311, “аль-Инсаф” 4/110.

Также есть и третье мнение, в частности среди ханафитов, что совершение ‘акыки не является ни Сунной, ни чем-либо желательным. Абу аз-Зинад относительно сторонников этого мнения говорил: “Они так посчитали по причине малого знания и слабой осведомленности о хадисах”. См. “аль-Мугъни” 11/120.

Что же касается тех, кто посчитал ‘акыку нежелательной, то они опирались на следующий хадис: “Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про ‘акыку, он ответил: «Поистине, Аллах не любит ‘укукъ».

Однако этот хадис никак не указывает на нежелательность ‘акыки, поскольку полный хадис прекрасно поясняет его смысл. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про ‘акыку, он ответил: «Поистине, Аллах не любит ‘укукъ». Как будто ему не понравилось это название. Затем он сказал: «У кого родился ребенок и кто пожелает совершить за него жертвоприношение (нусук), то пусть приносит в жертву за мальчика двух одинаковых барашек, а за девочку одного»”. Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.

Итак, мы видим, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не понравилось именно название «‘акыка», а не сам обряд, поскольку такое название данный обряд имел ещё во времена невежества (джахилийя), поэтому он сказал, что Аллах не любит ‘укукъ (ослушания). Максимум, на что указывает данный хадис, так это нежелательность использовать данное название «‘акыка», но никак не само жертвоприношение. Однако ученые считали, что нет никаких проблем использовать и слово «‘акыка», поскольку впоследствии сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминал это слово много раз, побуждая свою общину совершать ‘акыка.

Также некоторые имамы, опираясь на хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение», считали, что ‘акыка была отменена Исламом и заменена праздничным жертвоприношением (удхия). Однако, это мнение весьма слабое. Во-первых, хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение» недостоверный, относительно которого имам ан-Науауи сказал: “Все знатоки хадисов единогласны в том, что этот хадис слабый”. См. «аль-Маджму’» 8/386.

А во-вторых, от десятков сподвижников достоверно передается, что они совершали ‘акыку за своих детей и внуков и после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Множество сообщений о том, как сподвижники и их последователи совершали ‘акыку за своих детей, например, приводит имам Ибн Аби ад-Дунья в своей книге «аль-‘Ияль» (1/188-243).

Имам Ахмад сказал: “Передают от некоторых, кто порицал ‘акыку, что она из числа дел времен джахилии. Однако, это заявление является следствием их малой осведомленности о хадисах. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ‘акыку за аль-Хасана и аль-Хусайна, и его сподвижники делали ее”. См. “Тухфатуль-маудуд” 60.

Тут следует отметить, что некоторые ученые приписывали имаму Абу Ханифе слова, что он называл совершение ‘акыки нововведением. На самом деле это не так. Ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни относительно этого сказал: “Это является ложью, и нельзя приписывать такое Абу Ханифе, да убережет Аллах говорить подобное! Он говорил, что это не Сунна, имея в виду не твердая Сунна”. См. “Умдатуль-Къари” 14/463.

Имам аш-Шаукани прекрасно объяснил такое мнение Абу Ханифы, найдя ему достойное оправдание, как это и подобает поступать ученым в отношении друг друга. Он говорил: “Автор книги «аль-Бахр» передал, что Абу Ханифа сказал в отношении ‘акыки, что это из деяний времен язычества (джахилийя), которое отменил Ислам. Если это действительно сказал Абу Ханифа, то вероятно до него не дошли достоверные хадисы относительно этой темы”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.

Что же касается мнения тех имамов, которые говорили об обязательности ‘акыки, то их доводом являются следующие хадисы:

Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах)  сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного за девочку”. Ибн Маджах 3163, ат-Тирмизи 1513. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1166.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного». Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

Веления в этих и подобных хадисах сторонники этого мнения отнесли к обязательному. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Было разногласие относительно обязательности ‘акыки, и сказала группа: «‘Акыка является обязательной, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал ее совершать, а веления его указывают на обязательность (фард)»”. См. “аль-Ишраф” 3/416.

Также они опирались и на слова Бурайды, который говорил: “В Судный день люди предстанут со своей ‘акыкой также, как предстанут со своими пятикратными молитвами”. См. “аль-Мухалля” 6/637, “аль-Мугъни” 13/393.

Однако относительно достоверности этого сообщения от Бурайды есть сомнения, поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал, упомянув его: “Если бы это было достоверным, то стало бы еще одним доводом для тех, кто сказал про обязательность ‘акыки”. См. “Фатхуль-Бари” 9/742.

Также следует отметить, что Къатада и аль-Хасан аль-Басри считали, что ‘акыка обязательна именно за мальчиков, и необязательна и даже неправомочна в отношении девочек. См. “Фатх аль-Малик” 7/107. При этом они опирались на хадисы, в которых сказано: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка)». аль-Бухари 5472.

Это мнение опровергается другими ясными и достоверными хадисами, в которых упоминаются как мальчик, так и девочка, часть которых уже приводилась. Поэтому имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Это мнение очень слабое и нельзя на него опираться по причине того, что оно противоречит достоверной Сунне!” См. “Файдуль-Къадир” 5624.

Что же касается большинства ученых, то они отнесли веления, упомянутые в хадисах, к желательным. Нет сомнения, что если есть повелевающие тексты Корана и Сунны, и нет ничего исключающего, то это веление несет в себе обязательный характер. Однако, если есть другие тексты Корана и Сунны, которые сводят эти веления с основы, тогда веление уже носит желательный характер, но не обязательный. И в данном случае есть тексты, которые сводят данные веления к желательности, как например, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который, когда был спрошен про ‘акыку, сказал: «У кого родился ребенок и кто пожелает совершить за него жертвоприношение, то пусть приносит в жертву за мальчика двух одинаковых барашек, а за девочку одного». Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение ‘акыки с желанием людей, не обязав их этим. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что ‘акыка не является обязательной, поскольку в отношении обязательных вещей не говорится: «Кто желает пусть совершает»!” См. “ат-Тамхид” 9/295.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “В этом хадисе доказательство на то, что все хадисы, побуждающие совершать ‘акыку, носят необязательный, а только желательный характер. И если бы это было обязательно, то не было бы совершение этого деяния связано с желанием людей!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/144.

А имам аш-Шафи’и говорил: “Впали в крайность в отношении ‘акыки два вида людей. Одни из них говорят: «Это нововведение!», а другие: «Это обязательно!»” См. “Фатхуль-Бари” 4/12.

На основании всего сказанного следует, что правильным мнением является то мнение, что ‘акыка является твёрдо–установленной Сунной и весьма желательным деянием, в котором множество пользы. И оно узаконено как в отношении мальчика, так и девочки.

Что же касается хадиса: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки», то ученые разошлись в толковании этого хадиса на множество мнений, что ослабляет силу аргументации им. Тем более такое толкование, что ребенок, за которого не сделали ‘акыку, не будет заступаться за своих родителей, не передается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни  от кого-либо из его сподвижников. Но даже если бы и передавалось такое толкование от них, то это не указывает на совершение греха при оставлении ‘акыки или отчёт за это в Судный день, однако указывает на его важность и достоинство. См. “Задуль-ма’ад” 2/326, “Фатхуль-Бари” 9/488.

И даже от имама Ахмада, придерживавшегося этого мнения, передает Ахмад ибн аль-Къасим, что когда его спросили: «О Абу ‘Абдуллах, является ли обязательной ‘акыка?», — он ответил: “Что касается ее обязательности, то я не знаю. Я не говорю, что она обязательна. Но самое строгое, что было на счет нее – это то, что человек является ее заложником”. См. “Тухфатуль-маудуд” 54.

Нет сомнения в том, что если есть возможность, лучше совершить ‘акыку за детей, не оставляя эту важную Сунну и не делая ребенка ее заложником. Имам Малик говорил: “Совершение ‘акыки не является обязательным, однако это желательно, ибо это деяние, которое не переставали совершать люди”. См. “аль-Мууатта” 2/400.

Абу аз-Зинад говорил: «‘Акыка – это деяние мусульман, оставление которого они порицали». См. “Тарх ат-тасриб” 5/206.

Салих, сын имама Ахмада рассказывал, что он спросил своего отца: “Если у человека родился ребенок, однако у него нет возможности совершить ‘акыку, то, что для тебя предпочтительнее, чтобы он взял в долг и совершил ‘акыку или же чтобы он отложил это до тех пор, пока у него не появится возможность?” Ахмад сказал: “Самое строгое, что мы слышали в отношении ‘акыки, это хадис от Хасана ибн Самуры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки». Поистине, я надеюсь, что если он возьмет в долг, то Аллах даст облегчение такому человеку, ибо он оживил сунну из числа Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), последовав за тем, что пришло от него”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/208.

На основании изложенного следует, что совершение ‘акыки не является обязательным, оставление чего влечет грех, однако не следует оставлять этот обряд при наличии возможности. Ведь в этом обряде множество польз, из числа которых: оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха); благодарность Всевышнему; и польза для ребёнка, о которой в полной мере ведомо только Одному Аллаху.

О том, что совершение ‘акыки лучше, чем раздача милостыни на эту сумму

Спросили имама Ахмада: «Что для тебя предпочтительнее: совершение ‘акыки, или же выплата этой суммы нуждающимся?» Он ответил: “Акыка!” См. “Масаиль Аби Дауд” 256.

Также это мнение передал Ибн аль-Мунзир от Ахмада и Исхакъа ибн Рахауайха и сказал: “Истину сказал Ахмад, ибо следование Сунне лучше!” См. “аль-Ишраф” 3/421.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Не оспаривается то, что ‘акыка может служить защитой для новорожденного от вреда шайтана после его рождения, как и поминание Аллаха перед половым актом и зачатием этого ребенка служит защитой для него от вреда шайтана. По этой причине было мало случаев, когда родитель оставлял совершение ‘акыки, чтобы тем самым ребёнок не попал под поражение шайтана”. См. “Тухфатуль-маудуд” 91.

Требования к животному, предназначенному для ‘акыки

Имам Малик говорил: “Поистине, ‘акыка по положению подобна праздничному жертвоприношению (удхия), и не дозволено для этого использовать слепое, хромое, с поломанными рогами и больное животное!” См. “аль-Мууатта” 2/400.

Со слов аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое, изъян которого очевиден; больное, болезнь которого очевидна; хромое, хромота которого очевидна; и истощенное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1497, ан-Насаи 4/215, Ибн Маджах 3144.. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое – тем более. Все это – ясно и известно, и нет относительно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.

Ибн Къудама сказал: “Положение ‘акыки в отношении возраста жертвенного животного подобно положению удхия”. См. “аль-Мугъни” 9/369.

Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: “Положение ‘акыки в отношении возраста животного и отсутствии недостатков подобно положению удхия”. См. “аль-Мадхаль” 3/277.

Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.

Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ученые единогласны, кроме тех, кто от них отклонился, и чье разногласие не берется в счет, что в ‘акыке не дозволено приносить в жертву кроме восьми парных животных. См. “аль-Истизкар” 15/383.

Восемь парных животных, это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза.

Таким образом, условия для ‘акыки полностью подобны условиям для удхия, кроме того, что в удхия могут принимать участие в закалывании крупнорогатого скота семь человек. Имам аль-Мардауи упомянув о том, что ‘акыка по положению подобна удхия, сказал: “Однако исключением является то, что в ‘акыке нельзя принимать совместное участие в закалывании верблюда или коровы”. См. “аль-Инсаф” 4/113.

То же самое говорил и Ибн аль-Къайим, что одно животное должно приносится в жертву за одного ребенка. См. “Тухфатуль-маудуд” 64.

Что же касается сообщения от Ибрахима ат-Тайми, сказавшего: “Желательно совершать ‘акыка даже птицей” (Малик 1176), то ученые сказали, что смысл этого в желательности, а не в том, что даже птицей дозволено совершать жертвоприношение. Это подобно хадису, побуждающему строить мечеть, в котором сказано: «Кто построит мечеть ради Аллаха, даже с размером гнезда куропатки или меньше нее, тому Аллах возведет дом в Раю». Ибн Маджах 738. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6128.

Поэтому Ибн Хабиб сказал о словах Ибрахима: “Он не имел в виду, что птицы будет достаточно”. Поэтому аз-Зуркъани в «Шарх аль-Мууатта» после этих слов Ибрахима ат-Тайми привел слова Ибн ‘Абдуль-Барра о единогласном мнении, что совершая ‘акыку не дозволено приносить в жертву что-либо, кроме упомянутых восьми парных животных.

Какое именно животное следует приносить в жертву за новорожденного?

Некоторые ученые считали, что нельзя закалывать что-либо помимо барана или овцы. Также к ним относится козёл и коза, поскольку в хадисе упоминается слово “аш-шаh”. Имам Ибн Хазм сказал: “Слово “аш-шаh” включает в себя как барана, так и козла, без разногласий”. См. “аль-Мухалля” 6/236.

Большинство же ученых считали, что ‘акыка по положению своему подобна праздничному жертвоприношению (удхия), и по этой причине на нее распространяются те же условия, что и для удхия, т.е. жертвенные животные не должны быть из птиц, а в них входят баран, козел, крупнорогатый скот и верблюд.

То же самое сказали имам Ибн Къудама из ханбалитов и имам ан-Науауи из шафиитов.

Имам аш-Шаукани сказал: “Упоминание в хадисах слова «баран» не указывает на недозволенность другого животного”. См. “Нейлюль-аутар” 5/156.

Тем более от некоторых сподвижников передается, что они резали за своих детей в качестве ‘акыки и верблюдов. Хасан аль-Басри говорил: “Анас ибн Малик зарезал за своего сына верблюда”. Ибн Аби Шейба 8/57.

Более того, слово «аш-шаh» включает в себя и крупных животных. Известный имам в арабском языке Ибн Манзур говорил: “Аш-Шаh – животное, которое может быть как мужского, так и женского пола. Также сказано, что шаh – это и баран, и козел, и корова, и бык, и мул, и осёл”. См. “Лисануль-‘араб” 7/244.

Теперь, что касается хадиса: «У кого родился ребенок, пусть совершает ‘акыку за него верблюдом, коровой или бараном» (ат-Табарани в “ас-Сагъир” 45), то этот хадис является выдуманным. См. “Ируа аль-гъалиль” 1168.

Лучше всего делать ‘акыку именно барашком, ведь именно это животное принес в жертву за своих внуков Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и именно его он велел приносить в жертву своим сподвижникам. Ибн Аби Муляйка рассказывал, что когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) услышала, что люди говорят, чтобы за сына ее сестры принесли в жертву верблюда, она сказала: “Да упасет Аллах! Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Два одинаковых барана». ат-Тахауи 1/457, Ибн Абу ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 1/201. Иснад хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 4/394.

И имам Малик считал, что наилучшим животным для ‘акыки является именно баран. Он говорил: “Овца предпочтительней для меня в ‘акыке, нежели корова, а баран предпочтительней, нежели верблюд. Но корова и верблюд предпочтительнее для меня во время жертвоприношения хаджа, нежели баран и овца”. См. “аль-Ишраф” 3/416, “ат-Тамхид” 4/315.

Упомянув эти слова Малика, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Как прекрасно то, что сказал Малик”. См. “аль-Ишраф” 3/416.

Можно ли принести в жертву за мальчика одного барана?

За мальчика следует принести в жертву двух барашек, на что указывают множество хадисов. Умм Курз аль-Ка’бия (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного». Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Однако в качестве исключения можно принести в жертву и одного барана, если у человека, скажем, есть возможности принести за мальчика в жертву одно животное и нет возможности на двух. Довод этому – одна из версий хадиса, в которой сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зарезал за аль-Хасана и аль-Хусайна по одному барану”. Абу Дауд 2841, ат-Табарани 11/316.

Учёные разошлись относительно достоверности данной версии хадиса, поскольку в других версиях говорится о двух баранах. Однако достоверность упомянутой версии подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн ‘Абдуль-Хади, аль-Альбани и др.

Также передается, что Ибн ‘Умар приносил в жертву за своих детей, как мальчиков, так и девочек по одному барану. Также подобным образом поступал и ‘Уруа ибн аз-Зубайр, который приносил за своих детей обоих полов по одному барану. См. “аль-Мууатта” 2/401, имама Малика и “ас-Сунан аль-кубра” 9/302, имама аль-Байхакъи. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность иснадов обоих сообщений.

Имам ан-Науауи сказал: “Сунной является принести в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку одного. Однако если за мальчика зарезали одно животное, то и это соответствует Сунне”. См. «аль-Маджму’» 8/429.

Имам ас-Сан’ани говорил: “Дозволено принести в жертву одного барана за мальчика, и этого достаточно, однако желательно принести в жертву именно двух баранов”. См. “Субулю-с-Салям” 4/182.

Поэтому, если есть возможность, то лучше, конечно же, принести в жертву двух баранов, тогда как один баран будет в виде исключения.

Можно ли принести в жертву одно животное за двух близнецов?

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если женщина родит двойню, то желательно совершить за каждого ‘акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 9/12.

А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр приведя слова аль-Лейса ибн Са’да: «Если женщина родила двоих, то следует совершить ‘акыку за обоих», сказал: “Я не знаю кого-либо из учёных, кто противоречил бы этому”. См. “ат-Тамхид” 9/297.

Можно ли объединить удхия и ‘акыку?

Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Мнение многих ханафитов, а также это одно из мнений ханбалитов, состоит в том, что это дозволено. Одни считали, что суть обоих жертвоприношений – это пролитие крови жертвенного животного для приближения к Аллаху.

И из числа саляфов этого мнения также придерживались Къатада, Мухаммад ибн Сирин и аль-Хасан аль-Басри, сказавший: “Если удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акыку”. Ибн Абу Шейба 5/534. Иснад достоверный.

Это же мнение выбрал и шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 6/159.

Однако некоторые сторонники этого мнения ставили различные условия, как, например, совпадение времени. Сказал аль-Бухути: “Если совпали время ‘акыки и удхии, как это, скажем, седьмой день или какой-то из дней, в которые совершаются жертвоприношения, то если совершать жертвоприношение с намерением на ‘акыку, то этого будет достаточно и для удхия. А если заколоть животное с намерением для удхия от имени ребёнка, то достаточно и для ‘акыки. Это как если бы совпал день ‘Ида и пятницы, и человек искупался для одной из причин”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/617.

Что же касается других ученых, среди которых маликиты и шафииты, а также это второе мнение ханбалитов, то они считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершенно разным причинам. Ведь, несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барана, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения? См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.

Можно ли человеку совершить акыка за себя, если родители не совершили за него ‘акыку при его рождении?

Что же касается совершеннолетнего человека: следует ли ему совершить ‘акыку за себя или нет, если он знает, что за него ее не делали, то в этом вопросе есть два мнения. Одни ученые считали это неприемлемым. Другие же считали это дозволенным, и среди тех, кто об этом говорил, был имам аш-Шафи’и, и это также одно из мнений Ахмада, и этому мнению отдали предпочтение имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. Те ученые, которые считали это приемлемым, опирались на хадис от Анаса, который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил за себя ‘акыку после того, когда Аллах его послал с пророчеством”. ‘Абду-р-Раззакъ 4/329, аль-Баззар 1237 и др.

Но ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса, и большинство имамов считали этот хадис слабым. Однако у этого хадиса есть и другие версии, усиливающие его. Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “У этого хадиса есть другие пути, в которых нет серьезных проблем”. См. “Тарх ат-тасриб” 5/210.

Хафиз аль-Хайсами называл передатчиков версии этого хадиса, что приводит ат-Табарани, надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/59.

Также этот хадис усилил хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили в “аль-Ахкам”.

И шейх аль-Альбани, разъяснив подробно все плюсы и минусы этого хадиса, назвал его достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2726.

Этот хадис также усиливается и мнением некоторых саляфов. Так, например, Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если бы я узнал, что за меня не совершили ‘акыку, то я совершил бы ее за себя”. Ибн Аби Шейба 8/235. Иснад достоверный.

Также говорили аль-Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мухалля” 8/322, “аль-Мугъни” 13/396.

Когда следует совершать ‘акыку?

Что касается срока ‘акыки, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.

Это и есть самое лучшее время для Жертвоприношения.

Однако, если человек не успел или не смог совершить ‘акыку на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акыка совершается на седьмой, на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребёнка)». аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 4132.

Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Но даже если этот хадис и слабый, нет проблем в соблюдении упомянутых в нём чисел, ибо на это опирались многие имамы. Салих – сын имама Ахмада, рассказывал: “Сказал мой отец относительно ‘акыки: «Следует принести в жертву животное на седьмой день, а если не получилось, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый»”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/210.

Также аль-Маймуни рассказывал: “Я спросил у Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада): «Когда следует совершать ‘акыку?» Он ответил: «Что касается ‘Аиши, то она говорила: “На седьмой день, на четырнадцатый и на двадцать первый”. См. “Тухфатуль-маудуд” 86.

‘Ата говорил: “За мальчика следует принести в жертву два барана, а за девочку одного, что следует совершать на седьмой день, если есть на это возможность. Если же нет, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” № 62. Исследователь этой книги назвал иснад достоверным.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Учёные считали желательным совершение ‘акыки на седьмой день. Если же это не получилось сделать на седьмой день, то на четырнадцатый. Если же не получилось и на четырнадцатый, то на двадцать первый”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 5/115.

Но если человек не учёл эту конкретизацию, и сделал не на 14-ый или 21-ый, а скажем на 8-ой или 12-ый день, то нет в этом проблем. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если человек не смог совершить жертвоприношение на седьмой день, то нет ничего страшного в том, чтобы он совершил это после. И не является обязательным совершать ‘акыку именно по прошествии каждых семи дней”. См. “аль-Истизкар” 15/375.

Ибн аль-Къайим сказал: “Конкретизация седьмого дня указывает лишь на желательность этого. В ином случае, если он совершит Жертвоприношение на восьмой, или десятый или иной день – это будет засчитано”. См. “Тухфатуль-маудуд” 89.

Однако все же лучше, если человек не сможет совершить ‘акыку седьмого числа, соблюдать указанные числа и совершить жертвоприношение на 14-ый или 21-ый день от рождения ребёнка.

Маликиты говорили, что нельзя совершать жертвоприношение раньше, чем на седьмой день, и это говорил Ибн Хазм, а также ас-Сан’ани, поскольку это противоречит велению Пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мухалля” 6/234, “Субулю-с-Салям” 1/181.

И это мнение является правильным, поскольку Шариат установил время для этого деяния, а ничего исключающего на этот счет не передается. Следовательно, совершение ‘акыка до седьмого дня неправомочно. См. “аль-Мунтакъа” 4/201, “Субулю-с-Салям” 1/181.

Что касается вопроса: «Какой именно день считать седьмым?», то среди ученых на этот счёт есть разногласие. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова в хадисе — «на седьмой день»; нужно ли считать их с момента рождения? Сказал Ибн ‘Абдуль-Барр: «Малик сказал, что первый из семи дней начинается после дня, когда родился ребенок, если только он не родился до восхода солнца». То же самое передал аль-Бууейты от аш-Шафи’и. Но ар-Рафи’и передал два мнения и отдал предпочтение тому, что первый день его рождения учитывается”. См. “Фатхуль-Бари” 9/489.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Сунной является совершать Жертвоприношение на седьмой день после рождения ребенка. Если, например, ребенок родился в субботу, то жертвоприношение совершается в пятницу, за день до дня, в который он родился. Таково правило. Если же он родился в четверг, то ‘акыка совершается в среду, и т.д.”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/538.

Также и комментатор сборника ат-Тирмизи – шейх аль-Мубаракфури отдал предпочтение тому, что первым днем считается день родов. Это же мнение поддержал и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, комментируя сборник «Сунан Аби Дауд». Он сказал: “Если ребенок родился в пятницу, то пятница и есть первый день. Следовательно, седьмым днем будет четверг”.

Таким образом, тому, кто желает совершать ‘акыку за ребенка на седьмой день, следует учитывать первый день, в который родился ребенок.

Кто может принести в жертву животное за новорожденного?

Нет такого условия, чтобы именно отец или кто-то из родных должен совершать ‘акыку за новорожденного, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не конкретизировал это отцом или опекуном или кем-либо из родных, однако, сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка)». аль-Бухари 5472.

Хафиз Ибн Хаджар упомянув данный хадис, сказал: “В нём не конкретизируется, кто именно должен совершить акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 12/13.

Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дозволено совершать ‘акыку за ребёнка постороннему так же, как и дозволено это сделать кому-то из числа его родных”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.

То же самое говорил и имам ас-Сан’ани. См. “Субулю-с-Салям” 4/183.

Что следует произносить во время принесения жертвы?

Со слов ‘Аиши сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву за аль-Хасана и аль-Хусайна, и сказал: «Совершайте жертвоприношение от имени ребенка и говорите: “С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, это для Тебя. Это ‘акыка такого-то”». Абу Я’ля 4521, ль-Байхакъи 9/304. Имам Ибн аль-Мунзир и имам ан-Науауи назвали хадис хорошим. См. «аль-Маджму’» 8/428, “Тухфатуль-маудуд” 137.

بسم الله، الله أكبر، اللهم لك وإليك هذه عقيقة فلان

Къатада говорил: “Следует помянуть имя Аллаха при совершении ‘акыки так же, как во время праздничного жертвоприношения (удхия). Следует сказать: «О Аллах, это от Тебя и для Тебя, это ‘акыка такого-то. С именем Аллаха, Аллах велик», а затем принести в жертву животное”. См. “Фатхуль-Бари” 9/734.

Имам аль-Халляль в главе «Что следует произносить во время ‘акыка» привел сообщение от Абу ат-Талиба, спросившего у имама Ахмада: «Что следует произносить тому, кто желает заколоть животное для ‘акыки?» Он ответил: “Следует сказать: «С именем Аллаха» и принести жертву с намерением так же, как он совершает удхия с намерением, и сказать: «Это ‘акыка такого-то сына такого-то»”. См. “Тухфатуль-маудуд” 138.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Если у человека было намерение совершить жертвоприношение в качестве ‘акыки, однако он не произнёс ничего, то его намерения будет достаточно с дозволения Аллаха”. См. “Тухфатуль-маудуд” 137.

Можно ли ломать кости заколотого жертвенного животного?

Ученые разошлись относительно этого вопроса. Одни ученые считали нежелательным ломать кости животного, заколотого в качестве ‘акыки. Что же касается хадиса, который передается по этому поводу с велением не ломать кости в ‘акыке, то он является прерванным (мурсаль), ибо в нём отсутствует сподвижник. Этот хадис приводит имам Абу Дауд в «аль-Марасиль» 197.

Также на этот счет передаются слова Джабира и ‘Аиши, а также некоторых таби’инов о нежелательности ломать кости, и это мнение выбрали шафииты и некоторые ханбалиты. Однако относительно асара от Джабира и его достоверности есть разногласия, а что касается асара от ‘Аиши, то среди ученых есть разногласие относительно того, кому именно принадлежат слова о не ломании костей: ‘Аише или же ‘Ате? Но более сильное мнение в том, что это слова ‘Аты. См. «аль-Ируа» 4/396.

Когда шейха Ибн База спросили в «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб» об этом, он ответил, что подобное передаётся от ‘Аиши, и сказал, что это веление (не ломать кости) является не обязательным, а желательным.

А маликиты считали, что нет проблем в том, чтобы ломать кости жертвенного животного, так как считали, что ничего достоверного на счет запрета или порицания нет. См. “аль-Къауанин аль-фикъхия” 188.

Также это мнение выбрал и Ибн Хазм, сказав, что нет ничего достоверного об этом от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как и посчитал слабым сообщение от ‘Аиши. А на слова некоторых саляфов он привел сообщение от аз-Зухри, который говорил, что дозволено ломать и кости и голову жертвенного животного, заколотого для ‘акыки. См. “аль-Мухалля” 7/523.

Некоторые вообще считали, наоборот, желательным ломать кости жертвенного животного, поскольку не ломали их язычники во времена джахилии. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/377.

Одним словом, нет в этом вопросе ничего достоверного, как и нет единогласного мнения среди саляфов. Следовательно, нет проблем в ломании костей жертвенного животного, особенно если в этом есть нужда. Комментируя слова: «Не следует ломать кости ‘акыка», шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нет на это довода, который успокаивал бы сердце касательно данного вопроса. По этой причине некоторые обладатели знания говорили: «Акыка распределяется и разделывается так же, как и иное животное»”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/449.

Как следует распределять мясо акыки?

Ученые говорили, что если всё жертвенное животное (удхия) будет съедено семьей, и не будет ничего роздано в качестве садакъа, то жертвоприношение не засчитывается. Что же касается ‘акыки, то в отношении неё все не так строго. Имам аль-Халляль в «аль-Джами’» сказал: “Спросили имама Ахмада об ‘акыке: “Что с ней делать?”, — и он ответил: «Что пожелаешь»”.

Но лучше, конечно же, раздать садакъа с части акыки. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о распределении мяса ‘акыки: “Следует есть самим и кормить других”. Ибн Аби Шейба 5/172.

Когда Мухаммада ибн Сирина спросили: “Можно ли кормить акыкой свою семью?” Он ответил: “Да. Но не ешь все, а ешь сам и корми с этого”. Ибн Аби Шейба 8/54.

Хишам ибн ‘Уруа рассказывал, что его отец приносил в жертву за девочку и за мальчика по одному барану, и давал им имя в тот же день. Джарир спросил Хишама: “А кого он кормил этой ‘акыкой?” Хишам сказал: “Свою семью и соседей”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-“Ияль” 65.

Мясо жертвенного животного может быть распределено в приготовленном или неприготовленном виде, но предпочтительнее первое, поскольку в этом больше блага, и это упомянуто многими учеными. Имам аль-Багъауи сказал: “Желательно не раздавать всё мясо сырым, однако лучше приготовить его и раздать нуждающимся. И если созвать на угощение людей, то и это дозволено”. См. “ат-Тахзиб” 8/49.

Самое же лучшее распределение ‘акыки – это её распределение, подобное распределению удхия: часть для семьи, часть для угощения и часть для садакъи, как об этом сообщается в хадисе, переданном со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить для своей семьи, треть использовать в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». Абу Муса аль-Асфахани в “аль-Уазаиф”. Хадис хороший. См. “аль-Мугъни” 9/448, “Мир’атуль-мафатих” 5/247.

Сказал аль-Хасан аль-Басри: «‘Акыка распределяется так же, как распределяется ухдия». См. “аль-Мухалля” 4/237.

Передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Мясо акыки в употреблении и милостыне, подобно праздничному жертвоприношению (удхия)”. См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/145.

Со слов ‘Аты и Муджахида передают, что они говорили: “Относительно ‘акыки было сказано: «Треть для соседей, треть для бедных и треть для семьи»”. См. “аль-Машяха аль-Багъдадия” 8.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Следует распределять ‘акыку так же, как и мясо удхия: часть есть самим, частью раздать садакъа, и частью угостить соседей. Это передается от ‘Аиши, и на этом мнении большинство учёных”. См. “Фатх аль-Малик” 7/109.

Можно ли давать что-либо из мяса жертвенного животного в качестве садакъа неверному?

Разрешается дать что-либо от жертвенного животного неверному, будь это родственник, сосед или совершенно посторонний человек, если он беден, с целью раскрытия его сердца для Ислама, о чем говорил шейх Ибн Баз.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено давать неверному мясо жертвенного животного в качестве садакъа, но при условии, что этот неверный не является тем, кто воюет с мусульманами. В противном случае ему нельзя ничего давать!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/663.

С дозволения Всевышнего продолжение следует…

Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com

Аудиостатьи СФ

Ни для кого не секрет, что среди мусульман есть те, кто больше любит читать, как и есть те, кто любит слушать, и таковых не меньше, чем первых. Есть множество статей, которые многие из мусульман желали бы иметь в личном пользовании в виде аудио. Подробнее

НАШ TELEGRAM-КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Наш канал YouTube

Воспитание детей