С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: «Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы: ат-Тирмизи, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Харауи, аль-Мунзири, аль-Багъауи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн Касир, Ибн Хаджар, Ибн Раджаб, Ибн аль-Къайим, аз-Заркаши, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “аль-Муснад аль-мустахрадж” 1/36, “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/223, “Шарху-Ссунна” 1/181, “Маджму’уль-фатауа” 11/622, “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 497, “Ируа аль-гъалиль” 2455.
Это величайший хадис, содержащий в себе множество польз и наставлений. В нем пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на болезнь, как раскол, и на лечение, которое содержится в богобоязненности, в подчинении правителям мусульман, в строгом следовании его Сунне и пути сподвижников, во главе которых четыре праведных халифа, а также избегании нововведений (бид’а) в религии.
Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привел этот хадис, следующим образом: “Упоминание качества спасшейся группы среди течений, которые впадут в раскол в общине избранного пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 1/778.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание от пророка (мир ему и благословение Аллаха) на то, во что впадет его община после него из числа множества разногласий в основах религии, ее ответвлениях, в словах, делах и убеждениях. И этот хадис подобен тому, что сообщается от него относительно разделения общины на семьдесят с лишним течений. Все они будут в Огне, кроме одной, и эта та, которая будет следовать пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Также и в этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время раскола и разногласия повелел следовать его Сунне и сунне праведных халифов после него”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 469.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем» доказательство на то, что если кто-либо из праведных четырех халифов скажет что-то, в чем ему станет противоречить кто-то другой из числа сподвижников, то первичнее взять мнение халифа!” См. “Ма’алим ас-Сунан” 4/300.
Имам аль-Багъауи говорил: “В этом хадисе доказательство на то, что если кто-то из халифов скажет что-то, в чем ему противоречил кто-то другой из сподвижников, то первичнее взять мнение халифа. Это было ранним мнением аш-Шафи’и”. См. “Шарху-Ссунна” 1/207.
Однако имам аш-Шафи’и и в позднем мнении считал слова сподвижников, не говоря уже о ком-либо из праведных халифов, доводом, если они не противоречили хадису. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Имам аш-Шафи’и и в последнем мнении, как это передал от него ар-Раби’ утверждал, что слова сподвижника – это довод, к которому следует обратиться”. См. “И’лям аль-мууакъи’ин” 4/121.
Прекрасный пример тому, как имам аш-Шафи’и опирался на понимание халифов и считал это следованием велению Корана и Сунны, можно взять из истории, которую рассказал ‘Убайдуллах ибн Харун: “Я слышал, как аш-Шафи’и будучи в Мекке, сказал: “Спрашивайте меня, о чем пожелаете, я отвечу вам из Книги Аллаха и Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Тогда я сказал себе: “Какой он невоспитанный человек”. Его спросили: “О Абу ‘Абдуллах, а что ты скажешь о человеке в ихраме, убившего осу?” Он сказал: “Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам посланник» (аль-Хашр 59: 7).
А со слов Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-‘Укъайли, аль-Халили, аль-Альбани.
А Тарикъ ибн Шихаб рассказывал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб повелевал убивать ос в ихраме”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/109, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 259, аль-Хатыб в “аль-Факъых уаль-мутафаккъих” 468.
Обратите внимание на то, как имам аш-Шафи’и привел доказательство из Корана и Сунны на то, что дозволено убивать ос в состоянии ихрама. Сначала он привел аят, повелевающий следовать велениям пророка (мир ему и благословение Аллаха), а затем привел хадис, повелевающий следовать за Абу Бакром и ‘Умаром (да будет доволен ими Аллах), после чего привел слова ‘Умара по заданному вопросу.
Таким образом, спасение – это следование Корану, Сунне и пути сподвижников во главе с праведными халифами в понимании Корана и Сунны. Это и есть спасшаяся группа (аль-фиркъа ан-наджия). Что же касается тех, кто станет строго следовать пути сподвижников, особенно в трудные времена, то тому Всевышний Аллах дарует великую награду! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!» Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.
О Аллах, сделай нас из их числа!
Кто такие «праведные халифы, ведомые прямым путем»?
В упомянутом хадисе говорилось: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
Имам ас-Сан’ани сказал: “Этот хадис общий, включающий в себя любого праведного халифа, и не ограничивается двумя шейхами (Абу Бакром и ‘Умаром)”. См. “Субулю-Ссалям” 1/493.
Что касается этих слов ас-Сан’ани, то этот вывод ошибочен по нескольким причинам:
Во-первых, в хадисе сказано не просто «праведные халифы», но сказано «праведные халифы, ведомые прямым путем»!
Во-вторых, такое понимание противоречит единогласному мнению ученых, говоривших о том, что в хадисе речь идет именно о четырех первых халифах из числа сподвижников. Хафиз Ибн аль-Муляккъин в отношении слов: «сунны праведных халифов», сказал: “Речь идет о тех, кто был веден прямым путем, а это по единогласному мнению четыре халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах”. См. “аль-Му’ин ‘аля тафаххум аль-арба’ин” 236.
В-третьих, этот факт подтверждает также и известный хадис, переданный сподвижником Сафиной Абу ‘Абдур-Рахманом (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророческий халифат просуществует в моей общине тридцать лет, после чего наступит царствование». Затем Сафина сказал Са’иду ибн Джумхану: “Считай, правление халифата Абу Бакром было два года, ‘Умаром десять лет, ‘Усманом двенадцать, и правление ‘Али шесть лет. И мы нашли, что их правление составляло тридцать лет”. Са’ид сказал: “Бану Умайя заявляют, что халифат среди них”. Сафина ответил: “Они солгали, ибо они цари, наихудшие из царей!” В другой версии хадиса сказано: “Я спросил: “А Му’ауия?” Сафина ответил: “Он был первым из царей, да будет доволен им Аллах”. Ахмад 5/220, Абу Дауд 4646, 4647, ат-Тирмизи 2226, аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/57. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам Ибн Аби ‘Асым, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Мукъбиль. См. “Фатхуль-Бари” 12/346, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 459, “ас-Сахих аль-Муснад” 1/223.
Этот хадис ясно указывает на то, что в хадисе о праведных халифах речь идет именно о четырех первых халифах Ислама, и это подтверждает понимание сподвижника Сафины. И то же самое говорили саляфы. Суфьян ас-Саури cказал: “Считай: два года правил Абу Бакр, десять лет ‘Умар, двенадцать ‘Усман и шесть ‘Али, да смилуется над ними Аллах”. Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1181.
Имам аль-Мунауи в отношении хадиса: «Пророческий халифат просуществует в моей общине тридцать лет, после чего наступит царствование», сказал: “Т.е. после завершения пророческого халифата наступит царствование, поскольку название «халифа» применяется к тому, кто подтвердил это название своими поступками в соответствии с Сунной. Что касается противоречащих этому, то это не халифы, а цари”. См. “Файдуль-Къадир” 3/679.
Хафиз Ибн Хаджар о хадисе: «Халифат просуществует тридцать лет», сказал: “Под «халифатом» речь идет о пророческом халифате. А что касается Му’ауии и тех, кто был после него, то большинство из них следовали по пути царей, хоть и были названы халифами”. См. “Фатхуль-Бари” 12/346.
Все упомянутое ясно указывает на то, что под «праведными халифами» в данном хадисе речь идет только об Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али (да будет доволен ими Аллах).
Важное примечание относительно Му’ауии!
Что касается того, что Му’ауия (да будет доволен им Аллах) не был из числа четырех халифов, ведомых прямым путем, а был первым из царей, то это не означает, что он был плохим или не следовал Сунне! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ученые единодушны в том, что Му’ауия – лучший из царей. Четыре халифа до него были халифами пророческого пути, а он был первым из царей. Его правление было милостью, как говорится в хадисе: «Будет пророческое правление, а затем будет халифат и милость. Затем будет царствование и милость. А потом наступит тираническое и несправедливое правление». И правление Му’ауии было милостью, состраданием и помощью мусульманам, что дает знание о том, что он был лучшим из царей. А что касается тех, кто был до него, то они были халифами пророческого пути”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/478.
А сподвижник Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Никто не правил этой общиной так, как правил ею Му’ауия!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат аль-кубра” 4/111, Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 59/176.
Однажды Ибн аль-Мубарака спросили: «Кто лучше, Му’ауия ибн Аби Суфьян или ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз?», на что он ответил: “Клянусь Аллахом, пыль, которая попала в нос Му’ауии, когда он был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз в тысячу раз!” Ибн Халькан в “Уафият аль-а’ян” 3/33.
Когда имама Ахмада спросили: «Что ты скажешь о тех, кто говорит: “Я не скажу, что Му’ауия был записывающим откровение, и не скажу, что он был лидером правоверных, ибо он взял власть мечом”?», имам Ахмад ответил: “Это скверные слова! Этих людей следует сторониться и не сидеть с ними! И их положение следует разъяснять людям”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/434.
Что означает «сунна» праведных халифов?
Теперь обратим внимание на смысл упомянутого хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
Ученые разногласили в понимании этого хадиса, в котором наряду с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится веление следовать сунне праведных халифов после него.
Группа ученых говорила, что «сунной праведных халифов» является лишь то, что они делали в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо никто после пророка (мир ему и благословение Аллаха) не имеет полномочий устанавливать и узаконивать что-то в религии. Имам Ибн Хазм сказал: “Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем», то мы знаем, что он не повелевал нам кроме того, что было нам под силу. Но мы находим, что праведные халифы после пророка (мир ему и благословение Аллаха) разногласили в вопросах. В таком случае нам остается только три вещи, среди которых нет четвертой:
Либо мы берем все, в чем они разногласили, а это невозможно и никто не в состоянии этого сделать, так как в этих разногласиях есть противоположные вещи…
Либо для нас является дозволенным взять то, что мы пожелаем, а это является выходом из Ислама. Ведь такое подразумевает, что религия Аллаха Всевышнего вверена нашему выбору, и тогда каждый из нас будет считать дозволенным, что пожелает и запретным, что пожелает…
И если эти два варианта мы посчитали недействительным, тогда у нас остается третий вариант, а это взять то, в чем единогласны праведные халифы. А это будет как раз в том, в чем единогласны с ними и прочие сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, следовавшие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также, веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) следовать сунне праведных халифов не лишено двух важных положений:
Либо пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил установить то, чего не установил он, а это то, чего не скажет мусульманин. Ведь кто дозволит это, тот впадет в неверие и станет вероотступником, чье имущество и кровь будет дозволенным. Вся религия – это либо обязательность или нет, либо запретное, либо дозволенное, и нет в религии других разделов. И кто дозволяет, что у праведных халифов есть сунна, которую не узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот посчитал дозволенным запрещать то, что не было запретным при пророке (мир ему и благословение Аллаха), пока он не умер, или дозволять то, что он запретил, или вменять в обязанность то, что он не вменил. Кто дозволяет что-то из этого, тот неверный и многобожник по единогласному мнению всей общины без разногласий! Поэтому эта сторона также недействительна.
А что касается веления следовать сунне халифов в том, что соответствовало Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то мы так и говорим, и по-другому нельзя понимать этот хадис вообще”. См. “аль-Ихкам фи усуль аль-ахкам” 6/76-78.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Смысл слов «сунна праведных халифов» только их путь, соответствующий пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) в вопросах джихада с врагами, укрепления обрядов религии и т.п. И этот хадис общий, включающий в себя любого праведного халифа, и не ограничивается двумя шейхами (Абу Бакром и ‘Умаром). И известно из законоположений шариата, что праведный халиф не имеет право что-то устанавливать, на чем не был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Субулю-Ссалям” 1/493.
Шейх Салих ибн Мухаммад аль-Фуляни сказал: “Говорится: «Сунна посланника, Абу Бакра и ‘Умра» для ясности, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, а они были на его Сунне. И так следует понимать хадис: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Нет у халифов сунны, которой следует следовать, кроме того, на чем был посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Икъаз аль-химам” 23.
А шейх ‘Али аль-Къари, поясняя этот хадис, сказал: “Т.е. они (праведные халифы) не поступали, кроме как в соответствии с моей Сунной. И их причисление к Сунне было по причине их знания о ней, либо по причине ее избрания и извлечения из нее пользы”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под «сунной праведных халифов» имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/50.
Шейх аль-Альбани сказал: “У халифов нет сунны, которой нужно следовать, кроме того, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/51.
Другие же ученые считали, что слова и поступки четырех праведных халифов являются доводом, а иначе не было бы смысла в хадисе проводить деление, и упоминать после Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) сунну праведных халифов. Однако эти ученые разногласили, являются ли доводом сунна халифов в случае, когда они единогласны в каком-либо вопросе, или же когда кто-то из них сказал что-то, что не опровергал никто другой?
Ученые этого мнения в качестве довода приводили также сообщения о том, что сами сподвижники называли поступки халифов «сунной». ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подвергал наказанию (выпившего вино) сорока ударами, и Абу Бакр велел сорок, а ‘Умар говорил восемьдесят. Все это Сунна, однако (сорок) предпочтительнее для меня”. Муслим 1707.
Эти ученые говорили, что в этом сообщении ‘Али называет поступок ‘Умара сунной. Имам ан-Науауи в отношении этого асара о словах ‘Али: «Все это Сунна», сказал: “Смысл этого: Поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра является Сунной, на которую следует опираться. Также и поступок ‘Умара сунна, однако поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра любимей для меня”. Затем ан-Науауи сказал: “В этом указание на то, что поступки сподвижника являются сунной, в соответствии с которой следует поступать, и это соответствует словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “Шарх Муслим” 12/217.
Также в качестве довода они приводили сообщение, в котором говорилось, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) давал фатуа о том, что женщина во время развода с выкупом должна выжидать три цикла (‘идда), а когда ему сказали: “Поистине, ‘Усман давал фатуа о том, что цикл один”. Ибн ‘Умар вернулся от своего мнения и сказал: «‘Усман – лучший из нас, и знающей нас». Ибн Аби Шейба 4/85. Иснад этого асара достоверный.
Также в качестве довода на «сунну праведных халифов» эти ученые приводили поступок Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который по совету ‘Умара (да будет доволен им Аллах) собрал Коран в один свиток (мусхаф) во время своего правление, в чем согласились с ним все сподвижники. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “После сражения с жителями аль-Ямамы Абу Бакр вызвал меня к себе. В этом время у него был ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел ‘Умар и сказал: «Сражение при аль-Ямаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов, и многие откровения из Корана могут быть утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран». Я сказал ‘Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением ‘Умара. Абу Бакр сказал мне: «Ты – молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Займись же Кораном и собери его». Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и ‘Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и находящийся в сердцах людей. Последние части суры «ат-Тауба» я обнаружил только у Абу Хузаймы аль-Ансари. Кроме него я не обнаружил их ни у кого. Это были слова: «К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: “Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона”». Эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Затем они перешли к ‘Умару и находились у него, пока он не скончался. Затем они перешли к Хафсе – дочери ‘Умара (да будет доволен ими Аллах)”. аль-Бухари 4986, 7191.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Наибольшее вознаграждение за Коран получит Абу Бакр. Да смилуется Аллах над Абу Бакром. Он был первым, кто собрал Писание Аллаха”. Ибн Аби Дауд в “аль-Масахиф” 12. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 9/17.
Имам аш-Шатыби сказал: “Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сошлись на том, что следует собрать Коран в один мусхаф”. См. “аль-И’тисам” 3/12.
Также в качестве довода на «сунну праведных халифов» эти ученые приводили поступок ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), который внес третий азан в пятничный день, который давался заранее, чтобы напомнить людям о пятничной молитве, когда численность мусульман увеличилась. Они говорили, что такого не делал пророк (мир ему и благословение Аллаха), однако этот поступок внес ‘Усман, и исламская община, как в его время, так и после него была единогласна в правомочности этого. Таким образом, эти ученые передавали единогласное мнение на законность азана, который установил ‘Усман в пятницу. Это понимание они брали из сообщения, который передал ас-Саиб ибн Язид (да будет доволен им Аллах), который был из числа молодых сподвижников, рассказывая о третьем азане ‘Усмана, он сказал: “И дело установилось на этом”. аль-Бухари 916.
А в версии у ат-Табарани в «аль-Аусат» сказано: “И дело установилось на этом, и никто из людей не порицал ему этого”.
Эти слова ясно указывают на то, что в этом поступке ‘Усмана было единогласное мнение в виде молчаливого одобрение от остальных сподвижников, что именуется как «иджма’ сукути».
Хафиз Ибн Раджаб об этих словах ас-Саиба сказал: “Эти слова указывают на то, что все осталось на том, как установил ‘Усман, и это дело не было оставлено после него. И в этом указание на то, что ‘Али согласился с ним, не убрав этот азан. Таким образом, на этом сошлись двое из числа праведных халифов”. См. “Фатхуль-Бари” 5/462.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Повелел ‘Усман третий азан в пятничный день, и Cунна утвердилась на этом. И не совершался третий азан, кроме как в пятницу, с тех пор как установил это ‘Усман”. Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” 1/15.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Повелел ‘Усман ибн Аффан третий азан, когда число людей увеличилось. И он был первым, кто установил это среди мухаджиров и ансаров во время, когда солнце поднималось к зениту. И мы не знаем, чтобы кто-либо из сподвижников ему выразил за это порицание. После этого вся община была на этом до наших дней”. См. “аль-Аусат” 4/63.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Можно сказать, что этот азан, после того, как его установил ‘Усман, мусульмане сошлись на том, что он стал шариатским азаном”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/193.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Имел право на узаконивание ‘Усман на основании иджтихада, и все остальные сподвижники были согласны с ним в этом своим молчанием и не выражали ему порицание. И это стало молчаливым единогласным мнением”. См. «‘Аун аль-Бари» 3/168.
Что касается некоторых ученых, то на нежелательность третьего азана в пятницу они приводили сообщения от Ибн ‘Умара, который сказал: “Первый азан в пятничный день – это нововведение”. Ибн Аби Шейба 2/48, ат-Табарани 1532. Иснад достоверный.
Но другие имамы отвечали на это тем, что под «нововведением» речь шла о нововведении в языковом значении, т.е. как нечто новое, а не как нововведение в религии. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что установили праведные халифы, не является нововведением в шариате, которое запрещено, даже если именуется в языковом значении нововведением, как слова ‘Умара про тарауих: «Это хорошее нововведение»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/319.
Также и имам Исхакъ ибн Рахауайх, который хоть и назвал первый азан ‘Усмана новоявленной вещью, сказал: “И это стало сунной”. См. “Фатхуль-Бари” 5/453.
Шейх Абу Бутайн говорил: “То, что именуется нововведением из поступков сподвижников или имамов из числа таби’инов, это является нововведением в языковом значении, как слова ‘Умара: «Хорошее нововведение» в отношении совместной молитвы тарауих. Или как установление ‘Усманом и другими сподвижниками первого азана в пятницу. У этого есть основа в шариате, и это из числа сунны праведных халифов, которой необходимо следовать, как это сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “ад-Дурар ас-сания” 8/103.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Также и первый азан в пятницу, который установил ‘Усман для нужды людей. Это подтвердил ‘Али, и сошлись мусульмане на этом деле. Передается от Ибн ‘Умара, что он назвал это нововведением, но вероятно он имел ввиду то же, что сказал его отец (‘Умар) относительно молитвы тарауих за одним имамом (что это нововведение в языковом значении)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 7/440.
Спросили шейха Ибн База: «У нас есть разногласие относительно первого азана в пятницу. Кто-то говорит, что это не Сунна и что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) такое не передается, а поэтому обязательным является это оставить. А есть те, кто все время произносит этот первый азан. Что же является Сунной в этом, о уважаемый шейх?»
Ибн Баз ответил: “Первый азан – Сунна, поскольку это установил ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и это приняли ‘Али и другие сподвижники. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». А ‘Усман из числа праведных халифов, также и ‘Али. Этот азан установил ‘Усман, и согласился с этим ‘Али и другие сподвижники. В этом есть польза и уведомление людей о том, что это пятничный день, чтобы они пораньше приготовились к молитве. Нет в этом азане проблем, и не является он нововведением! Напротив, это Сунна, потому что это из числа сунн праведных халифов, а следовать им завешал пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 13/207.
Шейх Ибн ‘Усаймин очень часто порицал слова тех, кто именовал поступок ‘Усмана нововведением в шариатском значении и весьма строго высказывался об этом. Так, он говорил: “Разве говорится, что заставшие время ‘Усмана из числа сподвижников были согласны с нововведением и одобряли его?! Так кто же ты такой, о ребенок, о обольстившийся! Знай же себе место, чтобы ты узнал положение людей”. См. «Шарх аль-мумти’» 8/203.
Он также говорил: “И мы узнаем о глупости тех людей, которые заявляют о том, что они следуют сунне, тогда как они отрицают ее! Они говорят, что первый азан в пятничный день – это нововведение!” См. “Шарх аль-арба’ина ан-Науауия” 28.
Он также говорил: “Заявляет молодежь, что первый азан – это нововведение! Бестолковые в умах! Они говорят, что это нововведение, потому что такого не было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Свят Аллах! Да, посланник (мир ему и благословение Аллаха) этого не сделал, но это все равно сунна, ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». А ‘Усман, да будет доволен им Аллах, по единогласному мнению из праведных халифов, и в этом случае следование за ‘Усманом будет повиновением пророку (мир ему и благословение Аллаха)!” Сл. “аль-Ликъа аш-шахри”.
Он также сказал: “Некоторые выдающие себя за знатоков, которые заявляют, что они саляфиты-сунниты говорят, что первый азан в пятницу – это нововведение, что они не примут его, ибо этого не было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эти их слова являются упреком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха) и упреком в адрес праведных халифов, а также остальных сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах! Эти бедолаги дошли до такого, сами не осознавая этого… Неужели эти выдающие себя за знатоков полагают, что знают шариат лучше, чем сподвижники?!… Первый азан в пятницу – это шариатский азан по указанию пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сунне халифа ‘Усмана, а также по единогласному мнению сподвижников. И нет оправдания ни у кого, кто противоречит этому! И да лишит Аллах языка тех, кто выступает против праведных халифов этой общины и сподвижников!” См. “Шарх Рияд ас-салихин” 3/463.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «В нашем городе есть один призывающий, который говорит, что первый азан в пятницу – это нововведение, которое нельзя совершать». Шейх ответил: “Нововведение – это то, что у него, потому что он не знает, что такое нововведение! Первый азан – это сунна, потому что это из дел праведного халифа ‘Усмана, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Этот азан повелел праведный халиф ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, в присутствии прочих сподвижников из числа мухаджиров и ансаров. А этот невежда не может отличить Сунну от нововведения. У Аллаха просим благополучия! Люди говорят без знания, и все что им неизвестно они называют нововведением”. Сл. “Ахсар аль-мухтасарат”.
О том, что у праведных халифов есть «сунна», которой необходимо следовать, также передается от имама ахлю-Сунна уаль-джама’а – Ахмада бин Ханбаля. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмада не раз спрашивали: “Поступки Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али являются сунной?” Он отвечал: “Да, на основании хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “аль-Масаиль” 369.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то будет противоречить мнению праведных халифов, то мнение халифов будет решающим, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/347.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал сунну праведных халифов со своей Сунной и повелел следовать этому, и велел настолько строго следовать этому, что сказал даже вцепиться в это зубами. К этому имеет отношение то, относительно чего они давали фатуа, что установили для общины, даже если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было по этому поводу ничего, потому что это будет и его Сунной. Это включает в себя то, относительно чего дали фатуа все они, или большинство из них, или некоторое из них. Ведь в хадисе сказано о сунне праведных халифов, а известно, что они ничего не могли установить и быть праведными халифами сразу все вместе в одно время. Поэтому стало известно, что установленное каждым из них в его правление – является сунной праведных халифов”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 4/140.
Имам аш-Шаукани говорил: “Что касается установленных праведными халифами вещей после пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это следует принимать исходя из веления пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь следовать сунне праведных халифов и их велениям повелел нам сам пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Къауль аль-муфид фи адилля аль-иджтихад уа-ттакълид” 25.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Слова и поступки праведных халифов считаются доводом, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Сунна – это путь, который включает в себя как слова, так и дела. Под «праведными халифами» речь идет о четырех халифах: Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Они были выделены по той причине, что другие халифы не были выделены. Поистине, относительно этих четырех халифов есть единогласное мнение, что они и есть праведные халифы, ведомые прямым путем. Если они сойдутся на каком-либо вопросе, то их мнение без сомнений является доводом. Также если каждый из них скажет то, чему не будет противоречить другой, то и это является доводом. Особенно если речь идет об Абу Бакре и ‘Умаре, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял их конкретно, сказав: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663.
А также говорил: «Если вы будете повиноваться Абу Бакру и ‘Умару, то последуете прямым путем». Муслим 681.
Он также сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Однако слова праведных халифов могут быть доводом при условии: Чтобы их слова не противоречили тексту Корана и Сунны, а иначе необходимо брать шариатский текст. Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) превосходит иное, и поэтому он сначала сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов». Нельзя ставить чье быто ни было мнение, выше мнения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Является ли доводом мнение других сподвижников? В этом вопросе было разногласие среди ученых. Среди них были те, кто сказал, что их слова не довод, поскольку они не защищены от ошибок, ошибались и бывали правыми, и приводили в доказательство Коран и Сунну так же, как и другие. Довод только в словах безошибочного пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Однако если сподвижники сказали что-то, то их мнению отдается предпочтение перед мнением кого-либо после них, хоть их мнение не довод.
Однако правильное мнение в том, что слова сподвижника являются доводом, и причин на это три:
Во-первых, их вероубеждение было самым правильным, а это одна из причин соответствия истине.
Во-вторых, они были лучшим поколением и были самыми знающими о шариате, были ближе всех к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и лучше всех понимали значение слов Аллаха и Его посланника.
В-третьих, в их время не было нововведений и различных мнений, однако они были все на прямом пути. Ведь известно, что когда распространяется следование страстям, то увеличиваются и заблуждения. А в их время такого не было, а было возвращение к Корану и Сунне. По этим причинам их мнение является доводом, и это говорил имам Ахмад.
Но, является ли доводом мнение любого из сподвижников, даже если речь идет о каком-то бедуине, который пришел, принял Ислам и вернулся? Является ли доводом слова такого над словами имамов мусульман после сподвижников? Ответ: Нет. Поистине, смысл слов: «Слова сподвижников довод» имеются в виду те, кто был из числа муджтахидов из сподвижников, кто обладал знанием. А что касается человека, который пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), принял Ислам, а потом вернулся, неся с собой один, два хадиса, то его мнение не довод. Однако то, что он передает, конечно же принимается. Поэтому слова: «Мнение сподвижников довод» не в любом случае, а касается именно факъихов из числа сподвижников.
Важно то, что слова сподвижника будут доводом при условии, чтобы ему не противоречил никто из других сподвижников. Если же будет разногласие между ними, то необходимо выбирать более правильное мнение. Также важно, чтобы мнение сподвижника не противоречило тексту Корана и Сунны. Если же мнение кого-либо из них противоречит этому, то тогда их слова не довод по единогласному мнению, однако они имеют оправдание за ошибку. Вопрос: А если сподвижник противоречит тому, что сказал кто-то из четырех праведных халифов? Ответ: Отдается предпочтение правильному и словам четырех халифов”. Сл. «Шарх Манзума усуль аль-фикъх» № 7.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com