Из серии статей
«ад-да’уату-ссаляфия»
Вероубеждения первых поколений
мусульман и последователей хадиса
Автор:
Шейхуль-Ислам, имам
Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ас-Сабуни
(373-449 г.х.)
Перевод и примечания:
Администрация сайта
www.Salaf-forum.com
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Введение
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи и прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и дурных деяний, кого Он ведет прямым путем, никто не введет в заблуждение, а кого Он оставил – никому не вывести к истине! Свидетельствую, что нет истинного божества кроме Аллаха Единого и нет Ему равных ни в чем, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник!
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса 4: 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Наихудшие же деяния – это нововведения, каждое нововведение – ересь, любая ересь – заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Воистину, правильные вероубеждения (‘акыда) – это самое лучшее и главное в религии Ислам, ведь именно с их помощью человек истинным образом познает своего Господа. Когда Малик ибн Динар сказал: “Обитатели этого мира покинули его, так и не отведав наилучшего в нем”. Его спросили: “Что же это, о Абу Яхья?” Он сказал: “Познание Аллаха Всевышнего!” ад-Динури 1879, Абу Ну’айм 2/358.
Известно, что ученые прошлого и современности уделяли огромное внимание науке вероубеждения и ее первостепенности в сравнении с остальными областями шариатского знания, и объяснению этого факта существует ряд важнейших причин:
Во-первых, вероубеждение (аль-‘акыда) является основой Ислама и опорой его учения, без которых деяния человека не будут приняты, а все его высказывания будут неверны. Всевышний Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры» (аль-Маида 5: 5).
Во-вторых, правильные вероубеждения заложены в человеческой природе. Всевышний Аллах об этом сказал: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество (фитра), с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (ар-Рум 30: 30).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается в своем естественном состоянии, будучи мусульманином, но затем его родители обращают его в иудаизм, христианство или огнепоклонничество. Это подобно тому, как любое животное рождается со всеми своими конечностями. Вы ведь не видели, чтобы животные рождались с отрубленным носом, ухом и т.п.». Затем Абу Хурайра, передававший этот хадис, сказал: “Читайте об этом слова Всевышнего: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (ар-Рум 30: 30)”. аль-Бухари 6599, Муслим 2658.
В-третьих, правильные вероубеждения – это первая обязанность каждого мусульманина. Так, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправляя своего сподвижника Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) с призывом в Йемен, напутствовал: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты их призовешь, будет свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха (ля иляха илля-Ллах)». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Эту же мысль выразил имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) начав свой «Сахих» с глав «С чего началось откровение», «Книга веры» и «Книга знания», как бы давая понять читателю, что первой обязанностью человека является вера (иман), обретаемая посредством знаний, а источником их обоих является божественное откровение – Коран и Сунна.
Известный сподвижник Джундуб ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы были молодыми и резвыми людьми, находясь с пророком (мир ему и благословение Аллаха), и мы изучали веру (иман) прежде, чем приступать к Корану. Затем, изучая Коран, мы увеличивали им свою веру”. Ибн Маджах 61, аль-Байхакъи 3/120, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 271. Достоверность подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани.
‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди сказал: “Из этого извлекается то, что изучать вопросы, связанные с вероубеждением следует прежде, чем изучать фикъх и Коран”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/63.
В-четвертых, всем посланникам было велено призывать свои общины в первую очередь именно к вероубеждениям. Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбия 21: 25).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута!”» (ан-Нахль 16: 36).
Вот лишь несколько примеров из Корана, разъясняющих нам, в чем заключались методология и базовый принцип призыва всех пророков:
Нух (мир ему): «Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 59).
‘Иса (мир ему): «Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”» (аль-Маида 5: 117).
Худ (мир ему): «Мы отправили к ‘адитам их брата Худа. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 65).
Салих (мир ему): «Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 73).
Шу’айб (мир ему): «Мы отправили к мадьянитам их брата Шу’ейба. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 85).
Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 158).
Наипервейшая задача призыва – это средоточие и укрепление верных убеждений в сердцах и умах людей, и именно в этом заключался метод всех пророков. Чтобы лишний раз убедиться в этом, давайте вспомним историю заточения в темницу пророка Юсуфа (мир ему) и людьми, которые оказались с ним в одной темнице. Когда они обратились к нему с просьбой растолковать их сновидения, он, дабы не упустить этот удобный момент, когда все их внимание было приковано к нему, сказал: «О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (Юсуф 12: 39-40).
В-пятых, правильные вероубеждения – это цель, ради которой были созданы джинны и люди. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият 51: 56).
Да и может ли быть иначе? Ведь ‘акыда единобожия является основой и фундаментом для сплочения людей. ‘Акыда единобожия – это призыв мусульман, обращенный к представителям других религий. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”» (Али ‘Имран 3: 64).
В-шестых, на значимость и важность единобожия помимо прочего указывает факт свидетельства Самого Аллаха о Своей единственности. Всевышний Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Али ‘Имран 3: 18).
Вероубеждения есть суть божественного руководства, благодаря которому мы познаем нашего Господа, пречист Он и славен. Эти знания заставляют нас ревностно соблюдать Его повеления и отказываться от Его запретов, и благодаря им мы знаем, какая награда уготована для покорных Его рабов, а также какие наказания ожидают ослушников.
К достоинству и ценностям верных убеждений, несомненно, можно отнести также следующее:
— Полное спасение в мире будущем ожидает именно тех, кто имел правильное вероубеждение и это, безусловно, самая радостная весть для всех единобожников.
— Тот, из числа совершавших тяжкие грехи, кто придерживался единобожия и правильных убеждений, будет спасен от вечного пребывания в Аду, а быть может благодаря им будет сразу прощен Аллахом и избежит наказания за свои грехи.
— Правильные убеждения являются главной причиной избавления от печали и бедствий в обоих мирах.
— Обладатель правильных убеждений в этом мире наделен руководством Аллаха и Его содействием, а в мире будущем – безопасностью.
— Благодаря им человек чувствует присутствие и близость Аллаха к нему, и удостаивается Его помощи.
— Носителям верных убеждений обещана поддержка твердым словом в мире ближнем и будущем.
Что бы ни постигло раба Аллаха из печалей этого мира, смотря на них сквозь призму правильной ‘акыды, а также зная об их великих достоинствах, он обретет терпение и довольство.
Таким образом, правильные вероубеждения – это то, к чему необходимо призывать в первую очередь, ибо как сказал имам Малик ибн Анас: “Невозможно исправить положение поздних поколений этой общины иначе как при помощи того, что привело в порядок дела первых”. См. “аш-Шифа” 2/88, “аль-Икътида” 2/762.
Призыв в области убеждений заключается в строгом исповедании ‘акыды ахлю-Сунна уаль-джама’а (приверженцев Сунны и единой общины). Что же касается призыва в области поклонения Аллаху, то это необходимость приведения его в точное соответствие с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) и полное повиновение ей, не допускающее никакого ослушания или новшеств.
Все это, а также многое другое побудило ученых нашей общины уделять первоочередное внимание этой науке. Следует также отметить, что вне всяких сомнений, правильнее и лучше кого-либо иного в этой общине суть исламского вероучения познали наши праведные предшественники во главе со славными сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Могло ли быть иначе, если Сам Аллах повелел всем мусульманам, пришедшим после них, верить так, как верили они, сказав: «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем» (аль-Бакъара 2: 137).
А пророк (мир ему и благословение Аллаха) о них сказал: «Лучшие люди – это мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них». аль-Бухари 3651, Муслим 2533.
По той причине, что праведные саляфы были близки к пророческому периоду, они лучше всех понимали религию во всех ее аспектах, и в частности в вопросах убеждения и веры. А что касается последователей хадиса, то они лучше всех знали о том, чего придерживались праведные саляфы и оберегали эти чистые убеждения от всего лишнего и не имеющего к ним отношения. Ведь о сторонниках хадиса пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В каждом поколении это знание несут справедливые, которые отгоняют от него искажение излишествующих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-‘Укъайли, аль-Къасталяни, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Итак, представляем вниманию русскоязычных мусульман послание шейхуль-Ислама и предводителя мусульман, (как выразился о нем аль-Байхакъи) знатока хадисов и толкователя Корана, имама ахлю-Сунна уаль-джама’а своего времени – Абу ‘Усмана ‘Исма’иля ибн ‘Абдур-Рахмана ас-Сабуни, скончавшегося в 449 году по хиджре.
Данное послание, которое он назвал: «Вероубеждения первых поколений мусульман и последователей хадиса», очень важный и полезный труд, на который опирались и которому уделяли внимания имамы и ученые во все времена. Не раз в своих книгах такие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим, обращались к нему, приводя из него цитаты по рассматриваемому вопросу. См. “Шарх ‘акыда аль-Асфахания” 29, “Дар ат-та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль”, “Иджтима’уль-джуюш аль-ислямия” 97.
Комментарии (шарх) к вероучению имама ас-Сабуни, делали также и многие ученые нашего времени, среди которых особо следует выделить комментарии шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи, шейха Салиха ас-Сухейми, шейха Раби’а аль-Мадхали. Особо ценным этот труд делает также и то, что имам ас-Сабуни был близок к поколению саляфов, ведь он родился в 373 году по хиджре.
Для лучшего усвоения материала и облегчения чтения русскоязычным читателем, мы сократили упоминание цепочки передач (иснад), которые автор ас-Сабуни приводил вплоть до цитируемого хадиса или слов кого-либо из саляфов, также мы не стали упоминать слабые хадисы и асары, которые приводил автор, а достоверные сообщения снабдили необходимыми ссылками на источник. Для этой цели были использованы три издания данного труда имама ас-Сабуни с редакцией и примечаниями современных исследователей.
Просим Всевышнего Аллаха благословить данный труд и сделать его полезным для каждого, кто прочтет его. А также, воздать великим благом всем, кто трудился над этой книгой, включая самого автора, передавших этот труд до наших дней, исследователей и переводчиков.
Администрация сайта «Саляф-Форум»
Подготовлено редакцией сайта: «Саляф Форум»
© www.sf-tube.com